Что должно входить в состав единой системы технического регулирования стран Содружества и этапы ее формирования, обсудили участники Международной конференции «Единое экономическое пространство — 2020: техническое регулирование — инструмент интеграции».
Суховатую тематику технического регулирования участники конференции постарались скрасить образными сравнениями. Иногда им это удавалось.
В XIX в., по словам замминистра промышленности и торговли, д.э.н. Владимира Саламатова, в Москве в ресторане «Эрмитаж» на Трубной площади появилось новое блюдо, которое сразу привлекло внимание гурманов, — салат, рецепт которого держался в строжайшей тайне. За рубежом его сегодня называют русским салатом. Но россияне именуют его иначе — салат «Оливье». Чтобы салат удался, все его ингредиенты должны быть очень качественными, в необходимом и достаточном количестве. В противном случае, по выражению Владимира Гиляровского, получится «то, да не то».
Так же и с техническим регулированием: если его инструменты не будут представлять взаимосвязанную систему с отлаженной работой всех ее составляющих, то эффективность подобного регулирования может быть поставлена под сомнение.
Ингредиенты рецепта…
Первым ингредиентом (или инструментом) технического регулирования в странах СНГ сегодня является технический регламент. По мнению главы РОСНАНО Анатолия Чубайса, он представляет собой «выжимку» из стандартов, отражающую требования к продукции, обеспечивающие безопасность людей и окружающей среды. При этом технические регламенты не содержат способов достижения установленных обязательных требований, чтобы не ограничивать производителя в выборе технологии производства или применяемой конструкции.
Технические регламенты, считает В. Саламатов, не должны создавать препятствий на пути модернизации продукции и инноваций. Кроме того, в технических регламентах устанавливаются формы и схемы оценки (подтверждения) соответствия продукции установленным требованиям, прописываются правила маркирования продукции знаком обращения и т.д.
Стандарты представляют собой второй инструмент технического регулирования, закрепляющий на основе консенсуса членов технического комитета достигнутый уровень технологий. Они применяются добровольно, однако часть этих нормативных документов содержит методы и правила проведения исследований, испытаний, отбора образцов для целей подтверждения соответствия требованиям технических регламентов.
Третий инструмент техрегулирования — система подтверждения соответствия продукции установленным в технических регламентах требованиям. Механизмом подобной деятельности является государственная аккредитация участников оценки (подтверждения) соответствия. Непосредственно работы по оценке (подтверждению) соответствия выполняют аккредитованные органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры).
Для формирования эффективной системы технического регулирования, уверены участники конференции, усилий только государства недостаточно. Необходима активность бизнеса: особенно при обсуждении и подготовке к принятию технических регламентов, разработке стандартов, проведению работ по подтверждению соответствия.
«Наработанные механизмы сотрудничества мы успешно используем не только в работе над техническими регламентами, но и для подготовки их доказательной базы — стандартов и сводов правил, — подчеркнул президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. — Очень важно, что сегодня в Межгосударственном совете уже создан механизм ускоренного перевода новых национальных стандартов в разряд межгосударственных и отмены старых стандартов, сдерживающих развитие промышленности».
…и порядок перемешивания
Основы единой системы технического регулирования Таможенного союза заложило подписанное в ноябре прошлого года Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации.
Национальные правительства в рамках Соглашения передали функции по принятию технических регламентов на уровень межгосударственного, а в ближайшей перспективе наднационального органа — Комиссии Таможенного союза. В июле нынешнего года Комиссия ТС впервые реализовала право принятия ряда технических регламентов: «О безопасности железнодорожного подвижного состава», «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» и «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта». Тогда же был утвержден знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза.
На сегодняшний день, по оценке министра промышленности и торговли Бориса Христенко, принято 14 технических регламентов Таможенного союза, а до конца года их общее число превысит 25. Они будут устанавливать требования более чем к 60% продукции потребительского рынка. В течение 2012—2015 гг. вступят единые требования ко всем значимым группам продукции.
Минпромторг, по словам В. Саламатова, организовал дискуссию с представителями бизнеса о том, как сделать технические регламенты новыми нормами, которые с определенного момента должны начинать жестко действовать. «Мы договорились и ввели достаточно продолжительный переходный период», — отметил заместитель министра. Документы о подтверждении соответствия, оформленные до опубликования решения Комиссии Таможенного союза о принятии технического регламента (точка А), применяются до окончания срока их действия. Те документы, которые выданы по национальному законодательству после даты А до вступления в силу технического регламента (точка В), применяются до даты С. Последняя определяется решением Комиссии Таможенного союза при утверждении технического регламента и, как правило, будет установлена через 18 месяцев после вступления технического регламента в силу.
Был учтен и вопрос, связанный с маркировкой продукции. Достаточно длительный переходный период позволяет производителям перейти на новые виды упаковки и не создает проблем для бизнеса.
Одновременно эксперты министерства проанализировали структуру потребительского рынка. На основании этих данных была сформирована стратегия разработки технических регламентов на ближайший период и составлен календарный план по их принятию до конца 2011 г. Наиболее важным среди них считается техрегламент «О безопасности пищевой продукции», под действие которого попадает примерно половина всего продуктового ряда.
Для государств СНГ, применяющих систему технического регулирования и регламенты Таможенного союза, рынок обращения и сбыта продукции, полагают участники конференции, значительно расширится.
Многие страны Содружества могут, в частности, заинтересоваться железнодорожными регламентами как возможностью присоединиться к системе железных дорог с шириной колеи 1520 мм. Азербайджан, например, может заинтересоваться устранением технических барьеров в торговле с Таможенным союзом при поставках пищевых продуктов.
В дальнейшем общая картина интеграции могла бы выглядеть так. Если в центре пазла технического регулирования СНГ поставить систему техрегулирования Таможенного союза, то часть государств Содружества могла бы заинтересоваться и принять систему ТС полностью, для других же достаточным было бы частичное принятие в зависимости от групп экспортных товаров.