Восемь месяцев дорабатывало Министерство сельского хозяйства РФ государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 гг. Правительственная комиссия 22 ноября отпустила ведомству еще восемь дней на окончательную доработку документа.
В марте курирующий в правительстве аграрную отрасль первый вице-премьер Виктор Зубков резко критически отозвался о представленном ему проекте госпрограммы. Критика последовала и на закате осени.
Задача задана аграрному ведомству сверхсложная, но решение ее зависит теперь от Минфина. А он считает запрос Минсельхоза чрезмерно завышенным: на 2013 г. — на 41%, на 2014 г. — на 68% объема финансирования, утвержденного трехлетним федеральным бюджетом. В абсолютных цифрах превышение составляет 36,7 млрд и 67,2 млрд руб. соответственно.
Минсельхоз просит увеличить бюджетные расходы на господдержку отрасли в 2013 г. до 215,3 млрд руб. против утвержденных на 2012 г. 132,4 млрд руб., а всего на восемь предстоящих лет выделить 2,489 трлн руб. По утверждению газеты «Коммерсант» и других федеральных СМИ, позицию Минфина разделяет Минэкономразвития, где тоже не обнаружили обоснования запрашиваемого финансирования.
За почти 2,5 трлн руб. Минсельхоз рассчитывает довести ежегодный валовой сбор зерна к 2020 г. до 125 млн т. Напомним, что в 2006—2010 гг. средний сбор зернового урожая составлял 85 млн т. Запланирован рост производства молока на 13%, мяса — на 34%. Если судить по прогнозным ориентирам госпрограммы-2020, отечественные сельхозтоваропроизводители способны обеспечить нас российскими продуктами питания. Например, импорт мяса должен упасть до 11% объема общего потребления, а ввоз картофеля практически прекратится.
Финансовые аппетиты аграрного ведомства снова покоробили правительственную комиссию под председательством В. Зубкова. Изменить расчеты Минсельхоз должен к 1 декабря, чтобы согласованный с ведомствами документ вовремя представить в кабинет министров. Иначе начало финансирования госпрограммы может передвинуться с 2013 г. на 2014-й.
Возможно, все закончится методом ручного управления, и, как обычно, премьер-министр примет волевое решение. Не ясно только, чью сторону он примет. Если возникнет тень бережливого А. Кудрина, то проиграют авторы проекта, поднявшие с весны цену вопроса почти на 400 млрд руб. По их мнению, уровень государственной поддержки отрасли надо увеличивать в разы.
В случае отказа Минсельхоза от финансовых претензий изменятся и целевые индикаторы программы. И снова аграрии каждый год будут теребить правительство традиционными просьбами предоставить преференции на сезонную закупку горюче-смазочных материалов, приобретение семян и племенного скота...
Скорее всего так и произойдет. На финансирование аналогичной программы на 2008—2012 гг. было утверждено 551,3 млрд руб. Это в пять раз меньше, чем запрашивается сейчас.
Ожидаемые результаты реализации Государственной программы
- повышение удельного веса отечественных продовольственных товаров в общих их ресурсах к 2020 г.
до 99,8% зерно
91,2% сахар
82,8% растительное масло
99,7% картофель
88,9% мясо и мясопродукты
85,3% молоко и молокопродукты
- увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 г. по отношению к 2010 г. — на 39%, пищевых продуктов, включая напитки, и табака — на 60%
- обеспечение среднегодового темпа прироста объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в размере 8,8%
- техническое перевооружение, реконструкция и ввод новых орошаемых и осушенных земель — 10,3 млн га
- рост производительности труда к 2020 г. по отношению к ее уровню в 2009 г. на 70%
- повышение уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций до 23%
Источник: проект Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 гг.
Объем ресурсного обеспечения реализации государственной программы из средств федерального бюджета по годам
Год |
Сумма, млрд руб. |
2013 |
215,3 |
2014 |
258,0 |
2015 |
283,0 |
2016 |
306,4 |
2017 |
326,6 |
2018 |
345,1 |
2019 |
366,9 |
2020 |
387,7 |
Источник: Минсельхоз России
Соотношение индексов отпускных цен производителей и потребительских цен на отдельные виды продовольствия на 1 сентября 2011 г. по сравнению с 1 января 2011 г., %
Продукты |
Отпускные цены |
Потребительские цены |
Мясо и птица |
102,1 |
106,9 |
Масло сливочное |
96,2 |
104,0 |
Масло подсолнечное |
93,0 |
105,1 |
Молоко питьевое |
101,3 |
103,7 |
Хлебобулочные изделия |
108,8 |
108,3 |
Макаронные изделия |
97,9 |
103,9 |
Сахар |
103,0 |
85,8 |
Яйца |
н/д |
95,7 |
Источник: Минсельхоз России