На российском рынке перестрахования намечается рокировка: один глобальный игрок ушел, другой намерен занять его место. После четырех лет ненавязчивого присутствия в стране перестраховочная группа «Мюних РЕ» этим летом прекратила работу на отечественном рынке. В то же время другой член «большой шестерки» мировых перестраховочных компаний, французская «СКОР» (SCOR), объявила о намерении развивать бизнес по перестрахованию жизни в России.
В августе персонал «СКОР» пополнился частью бывшей команды «Мюних РЕ». В «СКОР» надеются, что клиенты «Мюних РЕ» также перейдут к ним. «„СКОР“ постарается забрать наиболее привлекательную часть портфеля ушедшего игрока, которая может стать доступной в связи со сворачиванием последним деятельности по перестрахованию жизни в России через свое дочернее предприятие», — говорится в пресс-релизе компании.
Как отметил на встрече с журналистами 29 ноября генеральный директор ООО «СКОР перестрахование» Дмитрий Благутин, «рынок перестрахования жизни во всем мире очень концентрирован, серьезных игроков здесь в принципе немного, а уж на нашем рынке сегодня у „СКОР“ практически нет конкурентов». Уход «Мюних РЕ» в компании «СКОР» назвали «уникальной возможностью для входа на российский рынок».
Две глобальные проблемы стоят сегодня перед прямыми страховщиками жизни. Это экономический кризис, который может повлечь введение режима жесткой экономии и заставить сокращать расходы на страхование жизни. Тем более что этот вид страхования и в годы изобилия оставался малопопулярным в России. Но такие предостережения наблюдателей и экспертов французских перестраховщиков не смутили. О второй опасности напомнил глава департамента Восточной и Центральной Европы компании «СКОР» Фабрис де Дианус, когда говорил о старении жителей развитых стран. На примере Германии, население которой уменьшается, видно, что риски страховщиков жизни растут из-за демографических изменений. Если раньше основные из них были связаны со смертностью, теперь это скорее риски долголетия. Однако в «СКОР» предполагают, что проблемы прямых страховщиков жизни затронут их в последнюю очередь. Может быть, потому, что пока Россия не может угнаться за Европой по продолжительности жизни.
На примере Великобритании видно, что в то время, как сборы на рынке прямого страхования жизни в кризисный период упали почти в два раза (с 31,5 млрд до 15,7 млрд фунтов за год), рынок перестрахования жизни снизился всего на 2%. «Кризис и демография — проблемы наших клиентов, но не наши», — считают перестраховщики. К тому же рынок прямого страхования жизни в Европе, несмотря на кризисные изменения, все еще значителен. Во Франции за период с января по октябрь 2011 г. по прямому страхованию жизни собран 91 млрд евро, из которых 16 млрд — по продуктам unit-link. И хотя это на 12% меньше, чем за соответствующий период 2010 г., говорить, что рынок страхования жизни «умирает», рано.
В «СКОР» отмечают, что страхование жизни остается одним из способов для страховщика диверсифицировать свой портфель и эффективнее использовать капитал. На вопрос, как в компании относятся к классической российской схеме продажи полисов страхования жизни через банковский канал, представители «СКОР» заявили, что не видят в этом ничего уникального или дурного. Все десять крупнейших страховщиков жизни в Испании являются «дочками» банковских групп (в отличие от той же Франции, где полисы продаются по четырем основным каналам, включая банковский).
В конце встречи прозвучало традиционное для страховщиков жизни упоминание о стимулировании страхования жизни с помощью налоговых инструментов и поддержке государства. Российские страховщики по этому поводу говорят, что наше государство успешно игнорирует такие намеки лет шесть как минимум, потому что все, что связано с налогами и страхованием жизни, в России моментально превращается в «схемное страхование».
Каковы будут первые успехи «СКОР» на российском рынке, станет ясно в конце декабря. Ведь большинство договоров переоформляются 31 декабря. Французы уверяют, что пришли надолго и не ждут быстрой отдачи от своих вложений, поскольку отдают себе отчет, что рынок страхования жизни — рынок длинных денег.
Впрочем, компания «Мюних РЕ» тоже планировала длительное присутствие в России.