Консалтинговая компания Oliver Wyman Financial Services совместно с Всероссийским союзом страховщиков (ВСС) провела опрос среди российских руководителей высшего звена в сфере страхования, посвященный развитию страхового рынка в 2011 г. и прогнозированию его развития на 2012 г. Высший страховой менеджмент спросили, в частности, о финансовых показателях, поведении клиентов, эффективности продуктов, каналах развития продаж, региональной динамике, действиях конкурентов, регулировании и законодательстве, слияниях и поглощениях.
По результатам опроса эксперты Oliver Wyman Financial Services составили заключение, в котором расписали возможные долгосрочные сценарии развития рынка. Приводим основные тезисы отчета.
1. К началу 2010 г. страховщики в целом исчерпали «антикризисные» меры по сокращению расходов. Реализуемые в спешке и зачастую несбалансированные, эти меры привели к стратегическим различиям между компаниями.
2. Уход с рынка слабых игроков не произошел в той степени, в которой ожидалось. Хотя клиенты стали тяготеть к крупным страховщикам и известным брендам, процесс консолидации протекал медленнее, чем прогнозировалось.
3. В целом страховой рынок доказал свою инертность и удивительную сопротивляемость изменениям. Как только начался экономический рост, вернулись старые стратегии и старое мышление. Большинство страховщиков не пытались решить кардинально вопрос с комиссиями агентам и структурные проблемы в продажах, не провели фундаментальные изменения и не отказались от операционной системы, построенной на денежных потоках.
4. Наиболее вероятно, что по результатам 2011 и в 2012 гг. вернутся двухзначные показатели роста, однако не произойдет фундаментальное восстановление доходности (маржи).
5. В среднесрочной перспективе облегчения можно ожидать от регуляторных и законодательных изменений.
6. В течение последних лет состав продуктов на российском страховом рынке остается стабильным, если не считать некоторые аномальные флуктуации, вызванные внешним воздействием экономического кризиса (в 2009—2010 гг. значительно сократились продажи каско в связи с резко снизившимися продажами новых автомобилей).
7. В 2010 г. быстрее рос сектор розничных продаж, чем корпоративный (9,5 и 7% соответственно), но корпоративное страхование демонстрировало лучшие показатели по убыточности.
8. Прибыль сконцентрирована в имущественном страховании, причем на долю корпоративного сегмента страхования имущества приходится почти треть денежных потоков после страховых выплат.
9. Розничное каско приносит убыток.
10. Прибыль сконцентрирована в канале офисных продаж.
11. Разделение «розничное/корпоративное страхование» в 2009—2011 гг. оставалось примерно одинаковым по всем видам бизнеса. В каско это, например, 80% розница и 20% корпоративное страхование.
12. 70% руководителей на январь 2011 г. видели преимущественно возможности, связанные с возвращающимся ростом. Тем не менее прибыльность остается проблемой для компаний.
13. Самыми большими возможностями для рынка названы консолидация рынка, новые обязательные виды страхования, восстановление объемов банковского страхования.
14. Самыми большими угрозами рынку названы разрушительная конкурентная борьба, повышение расходов на персонал, нехватка талантов, неопределенная ситуация с регулированием.
15. Средний прогноз по росту рынка по итогам 2011 г. — 12,5%.
16. Тем не менее руководители считают, что доходность в ближайшее время не восстановится.
17. 47% продолжают крайне опасаться за свою ситуацию с ликвидностью, причем 15% считают, что не могут решить эту проблему.
18. Почти 25% страховщиков ожидают технический убыток по результатам 2011 г.
19. По первому долгосрочному прогнозу (базовому сценарию) модель cash flow уйдет с рынка, рынок будет демонстрировать бурный рост (выше 20%), консолидация ускорится. На конец 2012 г. авторы исследования прогнозируют около 300 «живых» страховщиков, на конец 2015 г. — около 200.
20. При развитии событий по второму вероятному сценарию (рост рынка ниже 20%, но выше 10%) эволюционное развитие рынка замедлится, как и консолидация рынка, модели cash flow дается спасительный шанс. В этом случае на конец 2012 г. останется порядка 500 страховых компаний и примерно 350—400 к концу 2015 г.
В целом, отмечается в исследовании, страховщики прежде всего стоят перед необходимостью снижать стоимость единицы услуги (unit cost), особенно в розничных продажах.