Новости («Малая бухгалтерия», № 08, 2011 г.)

| статьи | печать

Утверждена типовая форма лицензии

В связи с принятием Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности» постановлением Правительства РФ от 06.10.2011 № 826 утверждена типовая форма лицензии. Постановление Правительства РФ от 11.04.2006 № 208, которым утверждена форма лицензии в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», утратило силу.

В отличие от старой формы в новой ИНН указывается не на оборотной, а на лицевой стороне. На оборотной стороне появилась новая графа для записи, на основании какого решения лицензия переоформлена. Кроме того, на оборотной стороне отражается информация о наличии приложений к лицензии, являющихся ее неотъемлемой частью, с указанием количества листов.


Консервация объектов строительства будет проводиться по Правилам

Правительство РФ утвердило Правила проведения консервации объекта капитального строительства (постановление от 30.09.2011 № 8021). Ранее правовые и технические нюансы нормативно установлены не были, в ряде актов Ростехнадзора регулировалась лишь процедура консервации некоторых видов объектов капитального строительства.

Документ принят на основании положений ст. 52 Градостроительного кодекса. В пункте 4 ст. 52 ГрК РФ сказано, что застройщик (или заказчик) должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства при необходимости прекратить или приостановить работы более чем на шесть месяцев. Нормативными правовыми актами РФ может быть установлен порядок консервации (п. 9 ст. 52 ГрК РФ).

Единого порядка проведения консервации объектов капитального строительства в нормативных правовых актах до сих пор не существовало. 

В соответствии с новыми Правилами под консервацией понимается приведение объекта и территории, используемой для его возведения (строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.

Порядок проведения консервации таков. В случае прекращения или приостановления строительных работ более чем на шесть месяцев застройщик (заказчик) принимает решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией.

В таком решении должны быть определены перечень работ по консервации объекта (перечень некоторых работ приведен в Правилах), лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта (должностное лицо или организация), сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации, а также сроки проведения самих работ, размер средств на проведение этих работ, определяемый на основании акта, подготовленного подрядчиком и утвержденного застройщиком (заказчиком).

После принятия решения о консервации застройщик (заказчик) обеспечивает подготовку технической документации. Причем он самостоятельно определяет ее объем и содержание.

На основании указанного решения застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования. В Правилах перечислены документы, которые должны быть при этом составлены.

В течение десяти календарных дней после принятия решения застройщик (заказчик) обязан уведомить о консервации объекта подрядчика и орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора, если строительство (реконструкция) объекта подлежит такому надзору.

Кроме того, в Правилах оговорен порядок действий застройщика (заказчика) в случае возобновления строительства (реконструкции) на законсервированном объекте.

Обновлен перечень документов для приобретения прав на земельный участок

Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 № 475 уточнен перечень документов для приобретения прав на земельный участок под зданием, находящийся в государственной и муниципальной собственности. Это позволит регистрирующим органам обладать наиболее полной и точной информацией при регистрации прав и снимет ряд обязанностей с заявителя. Старый перечень, утвержденный приказом от 30.10.2007 № 370, утратил силу с 15 октября 2011 г.

Откорректированный перечень документов, которые обязан представить заявитель, а также новый порядок их подачи значительно облегчат заявителю жизнь. Раньше кадастровый паспорт земельного участка с описанием всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости, должен был выдаваться не позднее чем за три месяца до дня подачи заявления. Срок действия выписок из ЕГРП ограничивался месяцем. Теперь сроки действия справок не ограничены, что соответствует разъяснениям самого Минэкономразвития России (письмо от 02.06.2008 № Д08-1593).

В новый перечень включено восемь документов. Но не все из них обязан представлять заявитель. Некоторые запрашиваются напрямую у тех органов, которые ими располагают. В частности, речь идет о выписках из реестров, кадастровом паспорте, уведомлениях. Тем не менее обратившееся лицо вправе представить их самостоятельно.

Обозначенные в перечне документы прилагаются к заявлению о приобретении прав на земельный участок, которое подается в исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предоставляющие земельные участки.

Назовем отличия нового перечня от прежнего. Вместо копии свидетельства о госрегистрации юридического лица или госрегистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя можно подать выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Если на приобретаемом земельном участке находятся здания, строения, сооружения, права на которые не зарегистрированы в ЕГРП, но признаются возникшими независимо от их регистрации в данном реестре, то вместе с копиями документов, удостоверяющих (устанавливающих) указанные права, необходимо представить уведомление об отсутствии в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на здания, строения, сооружения. В отношении земельного участка, права на который не зарегистрированы в реестре, также представляется уведомление об этом вместе с копиями правоустанавливающих документов.

Если права в ЕГРП зарегистрированы, то, как и прежде, подается выписка из него.

В тех случаях, когда заявление о приобретении прав на данный земельный участок представляется для переоформления прав на него, в пакет документов входит не кадастровый паспорт, а кадастровая выписка о земельном участке. Кадастровый паспорт подается в остальных случаях при приобретении прав.

Приказ Минэкономразвития России вступил в силу 15 октября 2011 г.

Установлены требования к учету отходов производства и потребления

Министерство природных ресурсов и экологии приказом от 01.09.2011 № 721 утвердило Порядок учета в области обращения с отходами (зарегистрирован в Минюсте России 14.10.2011 № 22050, вступил в силу 11 ноября 2011 г.). В нем речь идет о требованиях к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц размещенных отходов.

Минприроды России утвердило образцы таблиц учета отходов, которые должно заполнять лицо, ответственное за учет. Данные учета следует обобщать поквартально (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года) и за год (по состоянию на 1 января). На такое обобщение организациям отводится десять дней, поскольку в Порядке установлено, что данные обобщаются в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за указанным периодом.

В Порядке подробно описано, как заполнять таблицы, в какой графе что указывать, как брошюровать листы, осуществлять исправления и т.д. Данные учета должны храниться в течение пяти лет.

Регистрация организаций и индивидуальных предпринимателей посредством Интернета

ФНС России приказом от 12.08.2011 № ЯК-7-6/489@ утвердила порядок предоставления в инспекции ФНС России электронных документов, необходимых для государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Заявление о госрегистрации и необходимые документы направляются в регистрирующий орган через сайт ФНС России или единый портал государственных и муниципальных услуг в виде файлов с отсканированными с бумажных носителей образами документов, оформленных в соответствии с действующим законодательством. Файл, содержащий отсканированный образ заявления, заверяется ЭЦП нотариуса или лица, его замещающего, остальные файлы могут быть подписаны ЭЦП заявителя. Сформированные файлы упаковываются (архивируются) с помощью специализированного бесплатного программного обеспечения, которое должно быть разработано не позднее 1 апреля 2012 г. и размещено на сайте ФНС России. Заявитель может получить документы, подтверждающие госрегистрацию, на указанный им адрес электронной почты или через сайт (портал), назвав уникальный номер, присвоенный при обращении в регистрирующий орган. Документы на бумажном носителе инспекция предоставляет по запросу заявителя.

Новые формы документов, используемые при постановке и снятии с учета

Приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@ утверждены новые формы и форматы документов, используемых при постановке и снятии с учета в налоговых органах, а также порядок направления свидетельства о постановке на учет и уведомления о постановке (снятии с учета) в электронном виде.

Появление новых форм вызвано усиленным переходом ФНС России на электронный документооборот. В частности, появилась форма запроса о направлении свидетельства о постановке на учет и (или) уведомления о постановке на учет (о снятии с учета) в электронном виде (№ 3-Учет).

Установлено, что свидетельства и уведомления о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи направляются в форматах PDF.

Остальные формы документов, используемых при постановке на учет (свидетельства о постановке на учет организации и физического лица, уведомления о постановке и снятии с учета, уведомления о выборе налогового органа для постановки на учет российской организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений) существенных изменений не претерпели.

Приказ ФНС России от 01.12.2006 № САЭ-3-09/826@ «Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц» признан утратившим силу.

Новые формы действуют с 4 октября 2011 г.

Документы, подтверждающие выявленные факты налоговых правонарушений, должны прилагаться к акту налоговой проверки

Приказом ФНС России от 21.07.2011 № ММВ-7-2/457@ внесены изменения в Требования к составлению акта налоговой проверки, утвержденные приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ (далее — Требования).

Признан утратившим силу п. 1.15 Требований. Напомним, что согласно этому пункту все экземпляры акта выездной налоговой проверки (за исключением акта, вручаемого проверенному лицу), а также материалы проверки и документы, подтверждающие нарушения законодательства, признавались документами для служебного пользования. На этом основании налоговые органы отказывали налогоплательщикам в выдаче таких документов. Между тем с сентября 2010 г. действует п. 3.1 ст. 100 НК РФ, которым предусмотрена обязанность прилагать к акту перечисленные документы.

Решением ВАС РФ от 24.01.2011 № ВАС-16558/10 данный пункт Требований был признан недействующим как противоречащий Налоговому кодексу РФ. Именно это обстоятельство и сподвигло налоговиков на внесение изменений в Требования.

Кроме того, изменена редакция п. 1.13 Требований. Теперь в нем сказано, что к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие выявленные нарушения, а также ведомости, таблицы и иные материалы, поименованные в подп. «г» п. 1.8.2 Требований.

У кого получать разрешение на перевозку опасных грузов

Минтранс России приказом от 04.07.2011 № 179 утвердил порядок выдачи спецразрешений на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов. Приказ зарегистрирован в Минюсте России 13.09.2011 № 21782, вступил в силу 4 октября 2011 г.

Для получения специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, перевозящего опасные грузы, перевозчик должен подать заявление:

— в управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (по месту регистрации перевозчика) — если маршрут (его часть) проходит по автодорогам федерального значения, участкам таких дорог или территориям двух и более субъектов РФ;

— орган исполнительной власти субъекта РФ — если маршрут (его часть) проходит по автодорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких дорог, автодорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), в границах субъекта РФ, и не проходит по автодорогам федерального значения или их участкам;

— орган местного самоуправления муниципального района — если маршрут (его часть) проходит по автодорогам местного значения муниципального района, автодорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более поселений в границах муниципального района, и не проходит по автодорогам федерального, регионального или межмуниципального значения (их участкам);

— орган местного самоуправления поселения — если маршрут (его часть) проходит по автодорогам местного значения поселения в границах такого поселения и не проходит по автодорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения муниципального района, участкам таких автодорог;

— орган местного самоуправления городского округа — если маршрут (его часть) проходит по автодорогам местного значения городского округа и не проходит по автодорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, участкам таких дорог;

— собственнику автодороги — если маршрут (его часть) проходит по частной автодороге.

Форма заявления утверждена в приложении 2 к порядку.

О заверении документов

Если компания представляет в налоговый орган запрашиваемые документы в виде подшивки копий, заверяется каждый экземпляр. К такому выводу пришли специалисты Минфина России в письме от 24.10.2011 № 03-02-07/1-374. Аргументация следующая.

По общему правилу документы на бумаж­ных носителях представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий (п. 2 ст. 93 НК РФ). В Налоговом кодексе нет понятия «копия документа». Поэтому на основании п. 1 ст. 11 НК РФ нужно обратиться к другим отраслям законодательства. Данное определение содержится в ГОСТ Р 51141—98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (утвержден постановлением Госстандарта России от 27.02.98 № 28). В нем под копией документа понимается документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника и все его внешние признаки или их часть, не имеющий юридической силы. Заверенной признается копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляются необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу.

На этом основании каждая представленная копия должна быть заверена уполномоченным лицом и иметь необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу. Если будет заверена подшивка документов, то это требование выполнено не будет.

Заметим, что аналогичная позиция имеет место и в арбитражной практике (см. постановление ФАС Московского округа от 05.11.2009 № КА-А41/11390-09).

Финансисты разъяснили некоторые вопросы применения ст. 119 НК РФ

Специалисты Минфина России в письме от 07.10.2011 № 03-02-08/108 разъяснили, что налогоплательщики, не представившие нулевую декларацию, могут быть привлечены к ответственности на основании ст. 119 НК РФ. Размер санкции — 1000 руб. Кроме того, чиновники отметили, что обязанность представлять декларации не обусловлена наличием или отсутствием суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. Подать декларацию плательщик должен, если такая обязанность установлена законом, регулирующим уплату налога, независимо от факта его уплаты. Это следует из подп. 4 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 80 НК РФ и глав о конкретных налогах части второй НК РФ. На это указал и Президиум ВАС РФ в п. 7 информационного письма от 17.03.03 № 71. Значит, считают в Минфине России, налоговики вправе взыскать штраф в минимальном размере за несвоевременное представление не только нулевой отчетности, но и декларации, налог по которой полностью уплачен.

Пошлина за госрегистрацию прекращения права хозяйственного ведения

Государственная пошлина за государственную регистрацию прекращения прав в связи с ликвидацией объекта недвижимого имущества, отказом от права собственности на объект недвижимого имущества, переходом права к новому правообладателю, преобразованием (реконструкцией) объекта недвижимого имущества не уплачивается согласно подп. 8.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ.

Таким образом, в случае изъятия собственником у правообладателя объекта недвижимого имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, в связи с переходом права на это недвижимое имущество к новому правообладателю (независимо от вида вещного права) плательщиком государственной пошлины за государственную регистрацию возникновения права является новый правообладатель. В этом случае государственная пошлина за государственную регистрацию прекращения права хозяйственного ведения бывшим правообладателем уплачиваться не должна.

Об этом сообщил Минфин России в письме от 29.09.2011 № 03-05-05-03/31.

О назначении штрафа за неуплату страховых взносов во внебюджетные фонды

Более чем неожиданные разъяснения дал Минфин России в письме от 26.09.2011 № 03-02-07/1-343. В нем затронут вопрос о целесообразности использования практики применения п. 1 ст. 122 НК РФ в отношении взносов во внебюджетные фонды. Напомним, что этой нормой Кодекса установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора). И хотя в названии данной статьи упоминается сбор, распространять ее действие на правоотношения в сфере уплаты страховых взносов нельзя. Ответственность за их неуплату определена ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Однако, по мнению специалистов Минфина, указанной нормой закона целесообразно руководствоваться с учетом практики применения ст. 122 НК РФ. А именно: ответственность наступает только при доказанной вине в совершении правонарушения (п. 6 ст. 108 НК РФ). При этом финансисты отметили, что несвое­временная уплата налога влечет начисление пеней без взимания штрафа (ст. 75 НК РФ). Таким образом, из приведенных норм можно сделать вывод, что Минфин России рекомендует своим коллегам из внебюджетных фондов не торопиться начислять штрафы в случае несвоевременной уплаты взносов.

Как подтвердить потерю посадочного талона на самолет

Специалисты Минфина России неоднократно рассматривали вопрос, как подтвердить расходы на перелет работника, когда проездные документы оформлены электронными пассажирскими билетами (письма от 07.06.2011 № 03-03-07/20, от 01.02.2011 № 03-03-07/1, от 13.12.2010 № 03-03-06/4/123, от 26.10.2010 № 03-03-07/35, от 16.08.2010 № 03-03-07/27 и от 27.07.2010 № 03-03-07/25). По их мнению, в такой ситуации оправдательными документами будут служить маршрут/квитанция электронного авиа­билета на бумажном носителе с указанием стоимости перелета и посадочный талон, подтверждающий факт перелета работника по обозначенному в электронном билете маршруту.

Как быть, если работник потерял посадочный талон? Ответ на этот вопрос содержится в письме Минфина России от 21.09.2011 № 03-03-07/33. Минфин России считает, что у компании не будет проблем с документальным подтверждением командировочных расходов, если она вместо посадочного талона будет иметь на руках справку, выданную авиаперевозчиком или его представителем. В ней должна содержаться информация о том, что перелет по указанному в электронном билете маршруту был совершен.

О сроках подачи заявления о зачете переплаты

Налогоплательщики имеют право подать в инспекцию заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей. При этом нужно учитывать, что налоговики могут принять решение о зачете в течение десяти дней с даты получения такого заявления (п. 4 ст. 78 НК РФ). Сроки выполнения инспекторами конкретных должностных обязанностей установлены Налоговым кодексом в рабочих днях, поскольку такие обязанности выполняются в рабочее время.

Если налогоплательщик подаст заявление позднее чем за десять рабочих дней до наступления срока уплаты налога, инспекция вправе зачесть переплату уже после того, как возникнет недоимка. А это повлечет начисление пеней за период с даты, следующей за установленным законодательством днем уплаты налога, до момента принятия инспекцией решения о зачете. Поэтому, реализуя свое право на зачет переплаты в счет предстоящей уплаты налогов, компания должна представить в инспекцию соответствующее заявление в такие сроки, чтобы не допустить возникновения недоимки. При этом, разъясняет Минфин России в письме от 02.09.2011 № 03-02-07/1-315, конкретную сумму предстоящего платежа, в счет которого должен быть сделан зачет, в заявлении можно не указывать.

Первичка в электронном виде

Чтобы у организации не возникло проблем с использованием электронных документов, при ведении бухгалтерского и налогового учета налоговые органы советуют соблюдать определенные требования (письмо ФНС России от 05.10.2011 № ЕД-4-3/16368).

Во-первых, первичка должна быть составлена по формам, предусмотренным альбомами унифицированных форм первичной учетной документации, или содержать все обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ. Во-вторых, компания обязана безукоризненно выполнять требования к электронной цифровой подписи, предусмотренные Федеральным законом от 10.01.2002 № 1-ФЗ.

Если все условия соблюдены, то документы, составленные на бумажном носителе и в электронном виде с использованием ЭЦП, считаются равнозначными (имеют одинаковую юридическую силу).

Как заполнить графу «ИТОГО» больничного листа

ФСС России в письме от 08.09.2011 № 14-03-14/15-10022 сообщил, что в графе «ИТОГО» новой формы листка временной нетрудоспособности указывается сумма, выдаваемая работнику на руки, то есть за вычетом НДФЛ. При этом в графах «За счет средств работодателя» и «За счет средств ФСС России» надо показывать пособие в полном объеме. Аргументируют они свою позицию тем, что в п. 66 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н, определено, что в графе «ИТОГО» отражается общая сумма, подлежащая выплате застрахованному лицу. А при выплате работнику с суммы пособия удерживается НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ).

Напомним, что такая позиция в отношении старой формы больничного листа была изложена в письмах ФСС России от 21.09.2010 № 02-03-13/05-9871, от 29.12.2010 № 02-03-10/05-14665 и от 20.01.2011 № 14-03-09/05-74П.