Может ли организация учесть в налоговых расходах стоимость демонтированного объекта незавершенного строительства? По мнению контролеров, списывать недострой на расходы нельзя. У судов же до сих пор не сложилось единого мнения по этому вопросу. На наш взгляд, ситуация должна измениться, поскольку в пользу компаний высказались высшие арбитры (Определение ВАС РФ от 20.01.2011 № ВАС-18063/10). Однако Минфин России издал письмо от 23.11.2011 № 03-03-06/1/772, в котором придерживается прежней реакционной точки зрения.
Позиция Минфина
В комментируемом письме Минфин России рассмотрел запрос компании, интересовавшейся, не изменилась ли позиция чиновников по поводу учета в расходах, уменьшающих налоговую базу по прибыли, стоимости объекта незавершенного капитального строительства при его ликвидации. По мнению компании, «смена ориентиров» у финансистов должна была произойти после выхода в свет Определения ВАС РФ от 20.01.2011 № ВАС-18063/10.
Ранее в письмах от 07.05.2007 № 03-03-06/1/261 и от 03.12.2010 № 03-03-06/1/757 чиновники разъясняли, что стоимость ликвидируемого недостроя не учитывается в целях налогообложения прибыли. Логика финансистов проста.
В состав внереализационных расходов включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией (п. 1 ст. 265 НК РФ). К таким расходам относятся затраты на ликвидацию выводимых из эксплуатации ОС (включая суммы недоначисленной амортизации) и объектов незавершенного капстроительства (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). В расходах в соответствии с данной нормой могут быть учтены, в частности, затраты на демонтаж, разборку и вывоз ОС и незавершенки.
В письме от 03.12.2010 № 03-03-06/1/757 Минфин России напомнил также, что данные расходы компания вправе учесть при исчислении базы по налогу на прибыль в том периоде, когда фактически была проведена ликвидация. То есть в том же порядке, который применяется при списании затрат на ликвидацию ОС. Такие затраты принимаются по завершении всех ликвидационных работ и составлении соответствующего акта (подп. 3 ст. 272 НК РФ и письмо Минфина России от 17.01.2006 № 03-03-04/1/27).
Стоимость же самого демонтируемого недостроенного объекта для целей налогообложения прибыли, по мнению Минфина России, не учитывается, поскольку не поименована в перечне расходов, связанных с ликвидацией незавершенки. Эти доводы чиновники привели и в последнем письме, даже не упомянув Определение ВАС РФ от 20.01.2011 № ВАС-18063/10.
Между тем в указанном акте высшие арбитры отметили, что перечень внереализационных расходов не является исчерпывающим, поскольку в подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ предусмотрена возможность учитывать другие обоснованные расходы, помимо прямо поименованных в Налоговом кодексе. Открытый характер носит и перечень убытков (по основаниям их возникновения), учитываемых в составе внереализационных расходов (п. 2 ст. 265 НК РФ). Право же компании признать стоимость объекта незавершенки в расходах при его ликвидации корреспондирует закрепленному в подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ аналогичному положению, касающемуся списания остаточной стоимости выводимого из эксплуатации объекта ОС.
Среди арбитров нет согласья
Конечно, доводы финансистов в данном случае далеко не бесспорны. Но надо отметить, что некоторые суды занимают позицию, аналогичную позиции контролеров.
Так, совсем недавно арбитры ФАС Северо-Западного округа отменили постановления судов первой и апелляционной инстанций, принявших сторону компании. Судьи ФАС указали, что положения подп. 8 и 20 п. 1, а также п. 2 ст. 265 НК РФ не предусматривают возможности списания стоимости ликвидируемого объекта незавершенного строительства. Правда, необходимо отметить следующий факт. Суд учел, что незавершенка (площадка по сбору вторичных ресурсов) возводилась без соответствующих разрешительных документов на участке, находившемся в муниципальной собственности, и была ликвидирована по распоряжению администрации города. Поэтому, по мнению судей, нет оснований считать, что объект создавался для осуществления какой-либо деятельности, направленной на получение дохода (постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.08.2011 № А56-60650/2010). С учетом этого факта нельзя сказать, что арбитры ФАС так уж сильно пошли вразрез с позицией ВАС РФ.
Поддержали налоговиков и арбитры ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 12.03.2008 № Ф04-883/2008(1734-А67-34), Ф04-883/2008(464-А67-34) и от 24.09.2007 № Ф04-6485/2007(38369-А67-40).
Однако часть судов признает неправомерным исключение из состава внереализационных расходов организаций стоимости демонтированного недостроя. Аргументы такие:
- перечень внереализационных расходов открытый и допускает учет в целях налогообложения иных обоснованных затрат, помимо прямо поименованных (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 03.09.2007 № А28-11054/2006-320/23 и Уральского округа от 31.08.2005 № Ф09-3765/05-С7);
- запрет на списание стоимости незавершенки в составе внереализационных расходов нарушает принцип равенства налогообложения, поскольку в аналогичной ситуации, при выведении из эксплуатации ОС, компания вправе учесть остаточную стоимость объекта в целях налогообложения прибыли (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.09.2007 № А28-11054/2006-320/23).
И наконец, обоснованность расходов должна оцениваться исходя из намерений организации получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской деятельности. При этом такая оценка не должна ставиться в зависимость от результатов деятельности. То есть если возведение объекта экономически обоснованно, а последующее решение о ликвидации вызвано объективными причинами, то стоимость незавершенки можно включить в расходы (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.09.2010 № А38-7141/2009 (Определением ВАС РФ от 20.01.2011 № ВАС-18063/10 отказано в пересмотре дела в порядке надзора)).
Полагаем, что с учетом различной практики арбитражных судов окончательное мнение по этому вопросу еще будет сформулировано Президиумом ВАС РФ. Пока же, принимая во внимание позицию Минфина России, можно утверждать, что включение стоимости ликвидированной незавершенки в состав налоговых расходов неизбежно приведет к разногласиям с проверяющими. Остается ждать новых споров, которые дойдут до надзорной инстанции.