Отечественный рынок одежды — потенциальный источник доходов бюджета, за который можно и нужно бороться. Так считают в Минпромторге. Доля затрат на предметы гардероба в общих расходах россиян больше, чем в сметах жителей ЕС. В то, что спрос россиян на одежду будет расти, верят и международные эксперты. По их мнению, тормозом для развития модной индустрии в стране является нехватка торговых площадей. Наши аналитики говорят еще о нехватке сырья.
По оценкам DISCOVERY Research Group, объем российского рынка одежды в 2012 г. увеличится на 13%. Высокие темпы роста сделали модную индустрию страны одной из самых привлекательных в мире. По мнению аналитиков INFOLine, привлекательность отрасли также обусловлена сочетанием высокой доли затрат на одежду в структуре бюджета жителей городов при сопоставимом уровне доходов (в городах-миллионниках) и в 2—3 раза более высокими по сравнению со странами Западной Европы ценами на одежду, причем как брендовую, так и в низком ценовом сегменте. Даже в условиях экономического кризиса 2008—2009 гг. в денежном выражении российский рынок одежды не только не продемонстрировал спад, но и вырос почти на 2,5%.
В то, что спрос россиян на одежду будет расти, верят и международные эксперты. Как показали результаты исследования международной консалтинговой компании McKinsey, владельцы брендов в модной индустрии одежды считают, что на сложном российском рынке можно добиться хороших показателей.
По данным аналитиков, продажи в данном секторе составят порядка 50 млрд долл. к концу 2011 г. и будут увеличиваться на 8% ежегодно вплоть до 2015 г. Россияне тратят на приобретение предметов одежды около 3,1% своего дохода, что значительно превышает аналогичные траты потребителей США, Китая, Германии, Польши и Венгрии. «Почти половина всех покупателей хочет видеть в местах шопинга только одежду премиум-класса, даже если они не могут позволить себе ее купить», — добавили в McKinsey.
Среди факторов, тормозящих развитие отечественной модной индустрии, иностранные эксперты отметили нехватку торговых площадей. В России на 100 000 человек приходится всего лишь 3500 кв. м площадей, на которых продается одежда. Это половина территории, предоставленной для аналогичных целей в Бразилии, и всего 10% от «одежных» торговых площадей США.
В INFOLine полагают, что с расширением предложения качественной торговой недвижимости в городах России особенности российского рынка формируют уникальные возможности для быстрого развития fashion-сетей (в том числе по франчайзинговым схемам) как российскими, так и международными ретейлерами.
Для международных ретейлеров и поставщиков все более актуальными становятся отказ от дистрибьюторских контрактов и выход на российский рынок напрямую. Это позволяет повысить эффективность контроля за развитием бренда, нивелировать проблему неэффективного продвижения марки внутри портфеля дистрибьютора или франчайзи, улучшить качество презентации бренда, избежать непрозрачных схем работы и максимизировать прибыль, а также ускорить экспансию бренда.
Текстильным фабрикам не хватает сырья
У российских компаний обратная задача — импортозамещение. Текстильная и швейная промышленность России сегодня это 653 крупных и средних предприятий и около 4000 предприятий малого и среднего бизнеса. В отрасли занято 326 000 человек, объем производимой продукции составляет 176,9 млрд руб. По подсчетам промышленно-торгового ведомства, емкость российского рынка товаров легкой промышленности — порядка 2 трлн руб. Оборот продукции в таком объеме способен приносить в бюджетную систему страны свыше 300 млрд руб., полагают чиновники.
Сегодня товары отечественного производства занимают лишь пятую часть российского рынка одежды. Одна из основополагающих причин отставания российских компаний от импортеров, по мнению Минпромторга, — практически полное отсутствие отечественной сырьевой базы. Чиновники обеспокоены, что в 1-м полугодии 2011 г. в текстильном производстве наблюдалось падение объемов производства по многим видам продукции. Наибольшее снижение к соответствующему периоду 2010 г. в производстве хлопчатобумажных тканей (на 23,1%), что обусловлено негативными изменениями на мировом рынке хлопка в виде резкого (почти троекратного) роста цен на него.
Сокращение выпуска шерстяных тканей за этот период на 10% объясняется дефицитом и низким качеством отечественной шерсти наряду с ростом цен мирового рынка на высококачественную шерсть. Из-за ограниченности сырьевых ресурсов снизился выпуск и льняных тканей на 11,3%. По итогам шести месяцев 2011 г. производство трикотажных изделий уменьшилось на 1,1%, чулочно-носочных изделий — на 12%, постельного белья — на 19,6%.
В ходе VI Международного текстильно-промышленного форума «Золотое кольцо» заместитель директора Департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга России Олег Кащеев напомнил, что для стабилизации ситуации министерство предлагало предприятиям текстильной промышленности в порядке временного заимствования выделить хлопковое волокно из Росрезерва. Однако Минэкономразвития посчитало, что в условиях снижения мирового объема производства хлопка и резкого роста цен на него отечественные предприятия не смогут вернуть государству долг. Учитывая, что в настоящее время объемы накопленного хлопка в государственном резерве составляют всего 51,8% по отношению к норме накопления, экономическое ведомство сочло нецелесообразным подготовку соответствующего распоряжения Правительства РФ.
С учетом сложившейся ситуации изменилась структура рынка текстильных волокон. В частности, доля хлопкового волокна снизилась с 52% в 2008 г. до 25% в 2010-м, а доля химических волокон и нитей, наоборот, возросла с 36 до 63%. При этом доля импортных волокон остается высокой — почти 67%.
В промышленно-торговом ведомстве полагают, что для снижения зависимости текстильной промышленности от импорта необходимо развивать собственную базу текстильного сырья, такого, как лен, шерсть, химические волокна и нити. Сейчас производство льна в России покрывает потребности в нем отечественных предприятий на 68%, производство химических волокон и нитей — не более чем на 46%. При этом мериносовая и тонкая шерсть в стране практически не производится.
В то же время у России есть все возможности для того, чтобы повысить степень удовлетворения текстильных предприятий качественным сырьем отечественного производства. По мнению чиновников, производство и переработка льна, являясь традиционной хозяйственной деятельностью ряда регионов России, может и должно стать современным, перспективным и успешным бизнесом. Этому будет способствовать реализация мероприятий по развитию льняного комплекса, вошедших в утвержденную Правительством РФ государственную программу по развитию сельского хозяйства на период до 2012 г. и Стратегию развития легкой промышленности до 2020 г.
Достойную нишу в текстильной индустрии может занять и производство отечественной шерсти. По словам О. Кащеева, в настоящее время Минпромторг впервые совместно с ведущими научно-исследовательскими институтами легкой промышленности реализует инвестиционный проект по производству инновационных текстильных материалов двойного назначения с комплексом защитных свойств на основе шерстяных и химических волокон. В рамках этой программы для детей и подростков разработаны полушерстяные одежные ткани нового поколения, в частности для школьной формы с комплексом защитных свойств — биоактивные, антистатические, гипоаллергенные.
Хорошим дополнением и возможной альтернативой хлопчатобумажному волокну могут стать различные химические волокна и нити, в том числе нового поколения. Сочетание разнородных по сырьевому составу и свойствам сырьевых компонентов позволяет получить широкий ассортимент тканей и швейных изделий из них с различными структурными и цветовыми эффектами. По подсчетам Минпромторга, потребление предприятиями отрасли химических волокон и нитей, включая волокна нового поколения, в среднесрочной перспективе увеличится за 2010—2013 г. на 33,7% и составит в 2013 г. 299,73 тыс. т, в том числе химические волокна — 186,13 тыс. т, химические нити — 133, 6 тыс. т.
Эксперты уверены, что отсутствие сырья — не главная проблема отечественных фабрик. Конкурировать с импортерами российским предприятиям пока мешает плохое соотношение «цена — качество» отечественных изделий. Кроме того, в товарах из-за рубежа покупателей привлекает более презентабельный внешний вид, яркие расцветки и интересный дизайн. Немаловажную роль в торговле играет репутация бренда. К слову, из-за любви наших сограждан к западным маркам, российские компании используют созвучные с ними бренды. Например, далеко не всем россиянам известно, что такие бренды, как Savage, O’stin, InCity и OGGI, отечественные.
Производство тканей в РФ в январе — октябре 2010—2011 гг., тыс. кв. м
|
2010 г. |
2011 г. |
Шелковые |
133,3 |
182 |
Шерстяные |
12191,95 |
10132,71 |
Льняные готовые |
34938,77 |
29900,6 |
Хлопчатобумажные |
1156617,52 |
970138,96 |
Источник: Росстат