В конце первого десятилетия 2000-х гг. влияние государства в российской экономике значительно усилилось, считают аналитики, участвующие в корректировке Стратегии-2020. Надо срочно прекратить экспансию госкомпаний, а затем существенно сократить их долю в российской экономике.
Если в 2000—2003 гг. усилия государства были направлены на оптимизацию своего присутствия в экономике, сохранившегося после реализации программ приватизации 1990-х гг., то последние годы масштабы участия державы в хозяйственной жизни страны явно расширились. Причем прежде всего за счет увеличения количества компаний с долей государства в капитале.
Более того, сами госкомпании встали на путь расширения масштабов своего бизнеса и его диверсификации, активно участвуя в слияниях и поглощениях. Среди создаваемых интегрированных холдингов появились структуры, охватывающие целые отрасли (например, авиационная и атомная промышленность, судостроение).
За 2004—2008 гг. доля государства в капитализации фондового рынка возросла с 24 до 40%, а в 2009 г., по оценке «Тройки Диалог» и «Эксперта-400», достигла 50%. Доля же госсектора в ВВП, по оценке ЕБРР, за 1997—2009 гг. увеличилась с 30 до 35%.
Отмечая неоднозначность результатов приватизации в нашей стране, эксперты считают, что политика разгосударствления экономики должна стать одним из векторов обновленной Стратегии-2020.
Сегодня, по крайней мере на словах, государство уже сделало выбор в пользу дальнейшей приватизации. Об этом свидетельствует принятая программа приватизации на 2011—2015 гг. и другие стратегические решения в отношении государственного сектора.
В 2010 г. внесен комплекс изменений в закон о приватизации (среднесрочное планирование, возможность принятия индивидуальных решений на уровне правительства по отдельным предприятиям, передача функций продавца юридическим лицам, продажи в электронной форме, развитие схемы «голландский аукцион» и проч.). Более чем вдвое сокращен перечень стратегических предприятий, определены ориентировочные сроки и индивидуальные схемы приватизации десяти крупнейших компаний и банков.
Тем не менее сделанных правительством шагов недостаточно, уверены аналитики. Чтобы намерения по сокращению присутствия государства в экономике принесли долгосрочные плоды, нужно предпринять ряд масштабных мер.
На первом этапе, который начнется уже в следующем году, необходимо ввести ограничения для компаний с государственным участием на приобретение приватизируемых активов, использование средств госбанков и других госкомпаний. Кроме того, целесообразно ограничить консолидацию активов в рамках госкомпаний и активизировать продажу их непрофильных активов на конкурсных условиях в соответствии с едиными процедурами.
Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, следует преобразовать в некоммерческие организации.
При этом очень важно обеспечить публичность отчетов о приватизации и измерение социально-экономической роли госсектора, провести учет и регистрацию всех активов унитарных предприятий, госкорпораций, интегрированных структур с госучастием. Особого внимания требует развитие автоматизированной информационной системы учета госсобственности и показателей деятельности компаний госсектора.
На втором этапе предстоит «углубление» приватизации по крупнейшим компаниям (или полная приватизация, или доведение частного капитала до уровня блокирующего пакета акций). Желательно сократить государственное участие в государственных институтах развития и специализированных банках за счет дополнительной эмиссии их акций.
Кроме того, нужно провести коренное преобразование государственных корпораций. Часть из них должна просто прекратить, по замыслу экспертов, деятельность. Какие-то имеет смысл трансформировать в ОАО и впоследствии приватизировать часть их пакетов акций.
Сбудутся ли мечты экспертов? Это будет зависеть от внутренних и внешних факторов.