Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's за последние дни выдало несколько тревожных предупреждений. Среди них стоит выделить два — по еврозоне и России.
В среду, 7 декабря, Standard & Poor's предупредило, что может сократить кредитный рейтинг Европейского союза и крупных банков еврозоны в случае снижения рейтингов стран валютного блока. S&P уточнило и ужесточило свое заявление от 5 декабря о том, что может урезать рейтинги почти всех стран еврозоны, если лидеры ЕС не найдут выхода из долгового кризиса региона на саммите в пятницу, 9 декабря.
Агентство поместило рейтинг ЕС «ААА» в список на пересмотр с негативным прогнозом, указав, что на страны еврозоны пришлось порядка 62% всех бюджетных доходов ЕС в 2011 г.
Представитель S&P отметил для Reuters, что снижение рейтингов еврозоны скорее всего приведет к увеличению стоимости заимствования для прочих стран ЕС. Кроме того, было сделано отдельное заявление, что S&P может понизить рейтинги ряда крупнейших банков еврозоны, таких, как BNP Paribas и Deutsche Bank, вслед за возможным снижением рейтингов еврозоны.
На этой же неделе S&P озвучил мнение по российской теме. «В результате резкого увеличения расходов в рамках антициклической бюджетной политики, проводившейся во время финансового кризиса, Россия утратила позицию нетто-кредитора, и можно предположить, что в 2011 г. правительству страны удастся сохранить сбалансированный бюджет благодаря высоким ценам на нефть, но исправить ухудшившийся в последние три года баланс „ненефтяного“ бюджета в 2012 г. вряд ли удастся» (цитата по РИА «Новости»).
S&P предполагает, что в ближайшие годы государственный бюджет России в целом будет исполняться с дефицитом, в частности, из-за экономического спада в Европе, который затронет в 2012 г. и российскую экономику. Негативные для России последствия может вызвать и мировая экономическая рецессия, если ее влияние на нефтяные цены окажется значительнее, чем ожидалось до сих пор.
Кроме того, в сообщении S&P отмечается, что «утрата конституционного большинства позволяет предположить, что новому правительству будет труднее проводить радикальные реформы, если оно захочет это делать».
Политические проблемы, которые встанут перед новым правительством и следующим президентом России, потенциально сложнее, чем в 2008 г.