Глава Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) Андрей Юрин призвал больных активнее писать страховщикам жалобы на врачей и возвращать неразумно потраченные эскулапами деньги во вверенный ему фонд.
Страх перед экономическими санкциями, которые могут применить страховщики, заставит медицинских работников лучше исполнять свои обязанности, считает А. Юрин. Об этом он заявил на пресс-конференции по поводу модернизации системы здравоохранения, которая недавно состоялась в Москве.
По словам А. Юрина, на закупку современного оборудования и другие обновления фонд планирует потратить в текущем и следующем году в общей сложности 460 млрд руб. Однако, как показал опыт прошлых модернизаций (пусть и не таких масштабных), на сложном оборудовании зачастую некому работать. И после того, как главврачи отчитаются о целевом использовании бюджетных средств, современные приборы не используются.
А. Юрин считает, что благодаря вступившему в 2011 г. в силу Закону об обязательном медицинском страховании у страховщиков появилась возможность контролировать действия медиков и в случае чего наказывать их рублем. Влиять на благосостояние медучреждений могут теперь сами граждане: новая версия закона дает им право «голосовать ногами», то есть выбирать для своего медобслуживания хорошую поликлинику или больницу, где все приборы работают, и уклоняться от лечения в плохой.
Новый закон работает почти год, тем не менее бурного ликования больных пока не наблюдается. Может быть, потому, что не ко всякой хорошей поликлинике просто прикрепиться. Ведь одному лучшему врачу трудно заменить сотню медиков похуже: из-за длинной очереди есть риск не дожить до приема.
Кроме того, на огромном российском пространстве полно мест, где имеется всего одно медучреждение на много километров вокруг, и врачам в нем иногда глубоко безразлично, что думают об их работе те пациенты, которым удалось выжить. А. Юрин уверен, что подобные неувязки со временем (длительность не была обозначена) разрешатся.
Пока же глава ФФОМС призвал граждан не забывать о своих «адвокатах»-страховщиках и активнее жаловаться в страховые компании на некорректные действия медработников.
Как уже было сказано, страховщики имеют право накладывать на поликлиники и больницы экономические санкции. Пока это единственный рычаг управления, который есть в руках пациентов и который хоть как-то действует. За 1-е полугодие 2011 г., сообщил А. Юрин, страховщикам удалось вернуть пациентам медучреждений незаконно полученные 13 млн руб. Обращаться с заявлением в свою страховую компанию по ОМС следует не только если с гражданина взяли деньги за медуслугу, которая должна была быть бесплатной, но и если качество этой услуги оказалось неудовлетворительным. В последнем случае страховщик может подать на медучреждение в суд по заявлению своего клиента.
Есть сомнения, что предложенная А. Юриным схема сработает.
Что касается оплаты бесплатных процедур, это вообще в компетенции прокуратуры, а не страховщиков. Плохое качество услуг трудно доказать в стране, в которой не существует отлаженного, независимого и авторитетного института экспертной оценки работы медиков. Соответствующее решение по установленному протоколу должен бы принимать суд. О судах А. Юрин ничего не говорил. Однако сомнительно наделять кого бы то ни было, даже страховщиков, правом карать или миловать вне суда.
При недоделанной системе страховой медицины в стране у медиков есть стимулы работать меньше, а зарабатывать больше, у страховщиков, напротив, — стимул платить меньше за больший объем работы. Никаких финансовых стимулов нет у пациентов. Так есть ли смысл еще и нервы мотать, добиваясь возврата денег в карман фонда?