Повышение импортных пошлин на кожаную обувь, по замыслу чиновников, поддержит отечественных производителей. Но импортеры и ретейлеры предупреждают, что подобная мера сделает обувь дороже, а ее ассортимент — беднее.
Страсти по сборам
Россия увеличила таможенную пошлину на кожаную обувь с 10%, но не менее 1,8 евро до 10%, но не менее 2,5 евро за пару. Принятые заградительные меры были инициированы еще одним участником Таможенного cоюза — Белоруссией, которая предлагала сделать импортные пошлины еще выше — в размере 20%. Министерство иностранных дел этой страны направило письмо ответственному секретарю комиссии ТС Сергею Глазьеву, в котором напомнило, что потребности обувного рынка стран Союза покрываются на 90% исключительно за счет импорта. Российская сторона не согласилась на такие радикальные меры, но принятые ею новые пошлины будут предложены странам — участницам ТС. По мнению чиновников, данная мера поможет местным производителям увеличить присутствие на обувном рынке. По словам гендиректора Российского союза кожевенников и обувщиков Александры Андрунакиевич, это позволит «поддержать и стимулировать отечественных игроков».
Против повышения пошлин категорически выступают импортеры и ретейлеры, уверенные, что подобный шаг приведет к резкому удорожанию обуви и сокращению ассортимента продукции, представленной на рынке. С ними согласна гендиректор Национального обувного союза Наталья Демидова. По ее оценкам, в 2006 г. европейские страны резко увеличили импортные пошлины на кожаную обувь, ввозимую из Китая и Вьетнама. В результате «импорт обуви из этих стран сократился на треть, рынок в одночасье был завален более дешевой, но сильно уступающей по качеству продукции из Макао, Камбоджи и Малайзии. Цены при этом сильно выросли». В нашей стране прирост цен составит 20—25%. Защиту отечественных производителей принятые меры не обеспечат, но увеличат долю теневого рынка обуви, включающего в себя неофициальный импорт и нелегальное производство. На его долю приходится до 40% объемов рынка кожаной обуви.
Если цены на импортную обувь вырастут, уровень потребления обуви в России станет еще ниже. Среднестатистический американец покупает порядка 6,5 пары обуви в год, европеец — 4,5, россиянин — 2,2. Хуже ситуация только в Китае, Казахстане и Индии. Там покупают в среднем по две пары в год.
90% отечественного рынка кожаной обуви приходится на импортную продукцию. Доля местных производителей не превышает 3%, оставшиеся 7% принадлежат производителям обуви из других, кроме кожи, материалов — резины и пластика.
По данным Национального обувного союза, в 2010 г. импорт кожаной обуви в России оценивался в 148 млн пар, официальное производство в стране составило 25 млн пар. Официальный рынок кожаной обуви в 2010 г. достиг 173 млн пар, а «теневой» исходя из оцениваемых 40% — 69,2 млн пар. Таким образом, весь рынок кожаной обуви нашей необъятной Родины в 2010 г. — 242,2 млн пар. Сюда входит не только нелегальный импорт, но и обувь, изготовленная из полуфабрикатов, покупаемых в Индии и Китае.
Сколько и откуда
Средняя закупочная цена импортной кожаной обуви, по оценкам экспертов, —10 долл. После пересечения границы ее цена достигает 20 долл., а отпускная — 80 долл. Нетрудно догадаться, какого качества обувь мы носим и сколько за нее переплачиваем.
Больше всего обуви в нашу страну завозится из Китая — 85%. Далее следует Турция — 8%. На долю крупнейших европейских производителей обуви — Германии и Италии — приходится около 5%.
В кризисные 2008—2009 гг. рынок обуви сократился на 25—30%. С 2010 г. в связи с некоторой стабилизацией в экономике потребители улучшили покупательскую активность, в том числе на рынке обуви. Увеличение продаж в разных сегментах рынка на 5—10% по сравнению с 2009 г. привело к 15—20-процентному повышению цен.
Более 65% продаж кожаной обуви, по информации аналитической компании «Маркет Мастерс», занимают 11 городов с населением свыше миллиона человек, включая Москву. На столицу приходится 24% объема всего российского рынка, на Санкт-Петербург — 10,5%.
Один взгляд назад
Нынешние проблемы отечественных производителей уходят корнями во времена формирования российского рынка обуви в середине 1990-х гг. Тогда в стране появилась продукция европейских обувщиков из Италии, Германии и Испании. Если в качественной западной одежде покупатель худо-бедно разбирался, обладая набором из нескольких известных брендов, то в обувных марках ориентировался слабо. Штамп «Made in Italy», например, играл роль единого бренда для всей итальянской обуви. До 1998 г. магазины страны наполнялись качественной европейской обувью. Но случившийся кризис заставил европейцев уйти с рынка, а их место быстро заняли китайские производители, предлагавшие исключительно безмарочную продукцию невысокого качества.
Тогда же сформировалась ниша наиболее дешевой обуви на рынке. Ее до сих пор занимают отечественные обувщики. Столь скромные успехи отечественных мастеров объясняются отсутствием государственной поддержки отрасли, проблемами финансирования, несоответствием оборудования требованиям времени, отсутствием опыта. В начале 2000-х гг. многие российские производители стали размещать заказы на китайских заводах, решая таким образом проблемы высоких затрат на производство. Но поставляемая из Китая продукция была низкого качества и не могла решить проблему отставания отрасли путем создания линейки узнаваемых брендов.
В то же время стали меняться вкусы потребителей. Вместо безликих, средних по качеству туфель и ботинок покупатель стремился приобрести товары красивые, модные, узнаваемые. В крупных городах начал формироваться новый класс потребителя, для которого обувь была предметом имиджа, своеобразной демонстрацией статуса. Это привело к появлению в Москве и Санкт-Петербурге специализированных монобрендовых магазинов, работающих напрямую с западными производителями, а затем и мультибрендовых магазинов для представителей среднего класса.
Изменение потребительских предпочтений, совершенствование методов торговли, успех таких крупных обувных торговых сетей, как «Ж», сделали свое дело: многие российские производители поняли, что необходимо ужесточать контроль качества выпускаемой обуви и создавать линейку обувных брендов. В целях лучшего контроля за производством отечественные обувщики стали выводить производство из Китая и налаживать его в России. Так, компания «Ж» перенесла в Россию производство noname-обуви, что, по словам экспертов, стало началом позитивных изменений в маркетиноговой стратегии «Ж». В сети появился собственный бренд «Советский разведчик», который, несмотря на отсутствие рекламы, скоро приобрел популярность.
Не брендом единым
Кроме создания и продвижения собственных брендов у российских обувщиков имеются и другие ключевые проблемы — налоги и сырьевая база. Отечественные производители обуви напрямую зависят от кожевенной отрасли, которая в последние годы значительно снизила темпы роста. К сожалению, исходный материал — шкуры животных — низкого качества. Кожевники зачастую не могут гарантировать поставки необходимого ассортимента готовой кожи.
В условиях отсутствия производства комплектующих для обувной промышленности (материалы для подошвы, нитки, фурнитура) обувщики должны платить пошлины за их ввоз.
Тем не менее перспективы у рынка кожаной обуви, по мнению Н. Демидовой, хорошие, и связаны они прежде всего с развитием технологии продаж. Обувные торговые сети остро нуждаются в производственных площадках. Активизировались крупнейшие российские обувные сети «Терволина», «Эконика» и «Пальмира». Они стали открывать по два — четыре магазина в месяц. Компания «Терволина» к 2007 г. имела 200 магазинов в России и ближнем зарубежье, штат сотрудников 2400 человек. Компания «Эконика», владеющая 80 магазинами, первая в России начала продвигать формат «каскет» — магазин, представляющий собой нечто среднее между классическим монобрендовым магазином и бутиком.
Развитие новых форматов торговли обуви приносит свои плоды в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге, где формируется процесс потребления брендированной продукции, происходит переключение потребительского интереса на продукцию тех или иных марок. Но если в этих городах наблюдается увеличение доли продаж в специализированных магазинах по сравнению с другими традиционными местами покупок обуви, то в провинции доля продаж обуви на рынках превышает 50%.
Сегодня эксперты выделяют пять основных сегментов с точки зрения цены на кожаную обувь:
- низкий — до 1000 руб.;
- средненизкий — от 1000 до 1500 руб.;
- среднесредний — от 1500 до 2500 руб.;
- средневысокий — от 3000 до 4500 руб.;
- люкс — от 7500 руб.
Основная доля продаж приходится на средненизкий и среднесредний ценовой диапазоны вследствие их динамичного развития. Данная тенденция определяется прежде всего повышением уровня благосостояния людей, затронувшим многочисленные слои российского общества. В то же время для этой группы характерно быстрое изменение потребительских предпочтений.
Н. Демидова считает, что, несмотря на активные процессы, протекающие на рынке кожаной обуви, его нельзя назвать консолидированным. Лидером в производстве обуви является российско-турецкое совместное предприятие, выпускающее продукцию под торговой маркой ESPA. На ее долю, по данным 2009 г., приходится 17% общероссийского производства обуви. В тройку крупнейших производителей входят «Муя Продакшн» и обувная фирма «Юничел».
Эксперты по-разному оценивают последние события на рынке, но сходятся в одном: рост рынка продолжится, но не более чем на 8—10% в год. Оценивая сегодняшнее состояние рынка, говорить о его перенасыщении преждевременно. Даже сильных игроков могут в любой момент потеснить новые торговые сети, которые активно ведут рекламную политику.