По итогам двух заседаний правительству удалось прийти к единому мнению по поводу взимания акцизов — серьезные изменения коснутся только алкогольной продукции. Уже в 2006 г. акцизы с нее в полном объеме пойдут в федеральный бюджет.
На прошлом заседании правительства Минфин предложил ликвидировать акцизные склады, которые сейчас являются посредниками между производителями и потребителями алкогольной продукции, и переложить обязанность по уплате акцизов на ликероводочные заводы (ЛВЗ). Правительство согласилось с отменой складов с 2006 г., но вопрос о плательщике акциза так и остался открытым. Например, вице-премьер Александр Жуков считает, что простой перенос уплаты акциза на ЛВЗ ничего не даст— необходимо взимать акциз непосредственно на спиртовых заводах, которых в стране всего 20: «Тогда у нас не будет проблем с тем, как дальше ловить водку, произведенную из этого спирта».
Дискуссия продолжилась12 мая, и в итоге Минфин победил — платить акцизы будут ЛВЗ. По словам Алексея Гордеева, министра сельского хозяйства, перенести уплату акцизов с ЛВЗ на спиртзаводы не позволяют международные обязательства России.
Хотя контролировать уплату акцизов проще на двух десятках предприятий, чем на нескольких сотнях.
Сейчас ликероводочные заводы платят 20% акциза в федеральный бюджет, а региональные акцизные склады выплачивают остальные 80% акциза, пополняя региональные бюджеты. При ликвидации акцизных складов все выплаты будут направляться в федеральный бюджет. С этим не согласны региональные руководители, так как система акцизных складов приносила реальные денежные поступления в их казну, а ликвидация складов принесет очередную «дырку» в региональных бюджетах.
В связи с этим было принято решение предусмотреть в законе о федеральном бюджете на 2006 г. механизм распределения поступлений от акцизов по региональным бюджетам в пропорции, сложившейся в условиях действия акцизных складов.
Также Минфин предлагал взимать акциз на денатурированный спирт по той же ставке, что и на обычный спирт. Ведь зачастую денатурированный спирт применяется для производства спиртосодержащих жидкостей, используемых в пищевых целях. Отмена нулевой ставки акциза на денатурированный спирт должна стимулировать уход от практики использования ядовитого денатурата в производстве ликероводочной продукции. Однако было решено, что отменять льготу на денатурат преждевременно.
Обсуждение индексации ставок других подакцизных товаров прошло более гладко. Так, правительство согласилось с предложением Минфина об индексации ставки акцизов на сигареты и табачные изделия на 15% (в прошлом году ее индексировали на 9%) и о сохранении в 2006 г. существующей комбинированной ставки — адвалорной и специфической. По словам Алексея Кудрина, смешанная система ставок акцизов на табак является более правильной, чем установление только специфической ставки. Напомним, что до2003 г. в России действовала специфическая ставка акцизов, при которой налог взимался с количества товара. Например, для сигарет акциз взимался с 1000 штук.
В 2003 г. ввели комбинированную ставку налога, добавив к специфической ставке адвалорную — и производители стали платить еще и процент от выручки. У экспертов по этому поводу возникают резонные сомнения: как собрать адвалор, когда производители всегда смогут занизить цену отпускаемой продукции? Минфин, однако, предпочел комбинированную ставку, хотя ей нет аналогов в мире.