·Самые дешевые продукты дорожают «бешеными» темпами ·Монетарные и административные факторы вносят равный вклад в инфляцию ·МЭРТ рассказал правду о причинах роста цен на продтовары
«ЭЖ» еще в январе прогнозировала (см. № 3), что монетизация льгот добавит к плановой инфляции «лишних» 2, а то и 3% (хотя правительство говорило о возможном 1%). «ЭЖ» оказалась права. Увы. Локомотивом роста цен стали продуктовые товары самых дешевых ценовых групп.
Это вполне объяснимо. Так как «льготные» средства на руках самых малоимущих тут же пошли на приобретение соответственно самых дешевых продуктов питания. Наши расчеты показывают, что с начала года капуста стала дороже в 2,11 раза. Морковь выросла в цене на56,6%. Более чем на 40%подорожал картофель и более чем на треть — лук.
Как этот рост цен отразится на уровне жизни — понятно. Но не всем. Так, совсем недавно, в апреле, вице-премьер заявил буквально следующее: «Доходы льготников после монетизации льгот существенно выросли, для отдельных категорий вдвое». Очень хотелось бы ознакомиться с расчетами, на основе которых А. Жуков сделал свое «открытие».
Вообще при принятии пресловутого Закона № 122большинство государственных мужей выдавали желаемое за действительное. Так, в свое время ЦБ РФ устами своего зампреда заявил, что, мол, так как натуральные льготы все равно существуют, значит, если они будут заменены денежными, то это не повлияет на инфляцию.
«Прокол» ЦБ в очередной раз подтверждает, что молчание — золото. Поэтому-то, наверное, и замолчали в правительстве (хоть и с опозданием на 4 месяца) о «тлетворном» влиянии на инфляцию высоких нефтецен.
Но не во всем виноват федеральный центр. Наравне с ним свой вклад в инфляцию вносят и региональные власти (даже у знаменитого хозяйственника Ю. Лужкова потребительские цены выросли в столице на 7,5%).Особенно это бросалось в глаза в начале года, когда повышение темпов инфляции было вызвано прежде всего ростом административных тарифов, регулируемых на местах. К маю всего по России тарифы на ЖКХ выросли на 27,7%, а на городской пассажирский транспорт — более чем на 10%.
При этом темпы роста платных услуг постоянно снижаются (январь — 8,8%,февраль — 2,2, март — 1,2,апрель — 0,8%). Оно и понятно — народу кушать хочется. Поэтому на продовольствие цены держат ровный темп (январь — 1,4%,февраль — 1,4, март — 2,1, апрель — 1,7%)
Следует заметить, что в № 10 «ЭЖ» писала, что высокий темп роста потребительских цен может привести к снижению спроса. И в очередной раз оказалась права. Цитируем отчет МЭРТ об итогах за I квартал 2005 г.: «Динамика оборота розничной торговли с исключением сезонности характеризовалась снижением темпов роста: до 0,2% в среднем за месяц в I квартале против 1,2% среднемесячно в 2004 году. Снижение темпов роста потребления товаров происходило под влиянием замедления динамики реальных располагаемых доходов» (А. Жуков, наверное, не читал отчет МЭРТ, когда говорил об увеличении доходов граждан).
Что же касается роста цен на продовольствие, то и здесь МЭРТ дает в целом объективную оценку: «Сказывается высокий монополизм и плохая организация реализации плодоовощной и другой сельскохозяйственной продукции… неравномерность поставок овощей по импорту и рост транспортной составляющей в ценах (в частности, не только из-за роста цен на бензин, но и из-за повышения грузовых железнодорожных тарифов в начале 2005 года в среднем на 8,8%)».
Вообще исходя из данных Росстата вклад монетарных и административных факторов в инфляцию за 4 месяца примерно одинаков — 3,3 и3,2% соответственно.
Даже краткий анализ показывает, что нынешняя инфляция — результат триединых усилий федеральной и региональной исполнительных властей и ЦБ. А значит, и победить ее можно лишь тройными согласованными действиями. Пока такого плана нет (если он, конечно, не держится в секрете), «ЭЖ» подтверждает (см. № 3) свой прогноз на 2005 год: минимум — 11, максимум — 13%.
P.S. Без комментариев
«Обеспечить снижение инфляции до планируемых показателей нужно. И даже в этом году, несмотря на крайне высокие нефтяные цены, теоретически можно».
А. Кудрин,
министр финансов РФ
(«AK&M» от 11.05.05)
Потребительские цены, в %
|
Апрель к марту 2005 г. |
Апрель 2005 г. к декабрю 2004 г. |
Всего, в т. ч. |
101,1 |
106,5 |
Продтовары |
101,7 |
106,7 |
хлеб и хлебобулочные изделия |
100,1 |
101,3 |
крупа и бобовые |
99,6 |
98,4 |
макаронныеизделия |
100,1 |
101,6 |
мясо и птица |
102,9 |
110,0 |
рыба и морепродукты |
101,9 |
108,3 |
молоко и молочная продукция |
100,2 |
103,4 |
масло сливочное |
100,2 |
102,8 |
масло подсолнечное |
100,2 |
101,9 |
плодоовощнаяпродукция |
105,4 |
130,8 |
сахар-песок |
100,2 |
99,4 |
алкогольныенапитки |
100,6 |
103,3 |
Промтовары |
100,5 |
101,6 |
ткани |
100,4 |
102,0 |
одежда и белье |
100,6 |
102,3 |
трикотажныеизделия |
100,6 |
102,7 |
обувь |
100,6 |
101,4 |
моющие и чистящие средства |
100,7 |
102,4 |
табачные изделия |
100,6 |
102,3 |
электротовары и другие бытовые приборы |
100,1 |
101,1 |
телерадиотовары |
99,6 |
99,6 |
бензин автомобильный |
103,0 |
101,4 |
медикаменты |
100,5 |
101,2 |
Услуги населению |
100,8 |
113,5 |
жилищно-коммунальные |
101,0 |
127,7 |
медицинские |
101,5 |
108,2 |
Пассажирского транспорта |
100,5 |
106,3 |
связи |
100,1 |
100,4 |
организаций культуры |
101,0 |
107,9 |
санаторно-оздоровительные |
101,2 |
104,2 |
дошкольного воспитания |
101,8 |
118,8 |
образования |
100,2 |
102,6 |
бытовые |
101,3 |
106,3 |
Росстат
Индексы потребительских цен в странах СНГ
(I квартал 2005 г. в % к I кварталу 2004 г.)
Азербайджан |
113,1 |
Армения |
104,4 |
Беларусь |
112,4 |
Грузия |
109,4 |
Казахстан |
106,9 |
Кыргызстан |
103,0 |
Молдова |
113,0 |
Россия |
113,1 |
Таджикистан |
105,7 |
Украина |
113,5 |
Данные по Туркмении и Узбекистану отсутствуют.
Статкомитет СНГ