С 1 января 2013 г. бухгалтерский учет в Российской Федерации получит новую законодательную базу. Президентом РФ 6 декабря 2011 г. подписан Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который кардинально меняет систему регулирования бухгалтерского учета и отчетности.
Основные задачи нового Закона о бухгалтерском учете состоят в сближении концептуальных требований к учету и отчетности, содержащихся в российской системе учета и МСФО, а также в реализации новой схемы утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета и отчетности и разъяснений к ним.
Результатом принятия закона может стать еще большее отдаление отчетности, создаваемой для контроля за финансовым положением компаний (бухгалтерской отчетности), от отчетности, подведомственной налоговым органам.
Сфера охвата
Действие нового Закона о бухгалтерском учете распространится на все коммерческие и некоммерческие организации, филиалы и представительства иностранных компаний, находящиеся на территории РФ, организации, осуществляющие доверительное управление имуществом или деятельность в рамках соглашения о разделе продукции, а также на Центральный банк РФ. Закон обязаны будут применять и бюджетные организации при составлении отчетности, а также в целях учета изменения своих активов и обязательств.
Кроме того, положения нового закона распространятся на индивидуальных предпринимателей, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой. Между тем для указанных категорий лиц, а также для филиалов и представительств иностранных компаний новым законом предусмотрена возможность не вести бухгалтерский учет, если эти лица учитывают доходы и расходы в соответствии с налоговым законодательством (п. 2 ст. 6).
Организации, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, данной возможности лишатся: с введением нового закона они будут вести учет и оформлять бухгалтерскую отчетность.
Что касается компаний — участниц проекта «Сколково», они смогут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, установленные для субъектов малого предпринимательства. Никаких ограничений по сумме выручки для них не установлено.
Напомним, что сейчас организации, имеющие статус участников проекта «Сколково», могут вести учет доходов и расходов по правилам главы 26.2 НК РФ и соответственно не осуществлять бухгалтерский учет, если годовой объем их выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышает миллиарда рублей (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — действующий Закон о бухучете).
Основные требования к бухгалтерскому учету
Согласно действующему Закону о бухучете первичные учетные документы могут приниматься к учету, если они составлены по унифицированным формам (п. 2 ст. 9). И только при отсутствии утвержденных унифицированных форм первичные учетные документы могут быть оформлены по усмотрению компании с соблюдением требования о наличии обязательных реквизитов.
Требование об обязательных реквизитах учетных документов в новом законе сохранено. К таким реквизитам отнесены наименование документа и экономического субъекта, дата составления, содержание операции, величина натурального и денежного измерения операции, наименование ответственного лица, подписи ответственных лиц.
Тем не менее с введением нового закона все формы первичных учетных документов будут утверждаться руководителем экономического субъекта на основании предложений ответственного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Данное нововведение не будет распространяться на организации государственного сектора, для которых формы учетных документов должны устанавливаться в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Важным достижением нового закона является то, что первичные учетные документы теперь могут оформляться как в бумажном виде, так и в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Однако оформление электронных учетных документов не освободит организации от представления по требованию другой стороны копии электронных документов на бумажном носителе, если это отвечает условию заключенного сторонами договора или если контрагентом выступает государственная организация.
Напомним, что в настоящее время предусмотрена возможность составлять документы на бумажных и машинных носителях информации (п. 7 ст. 9 действующего Закона о бухучете). При этом в последнем случае организация обязана также изготовить за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ, суда и прокуратуры.
Бухгалтерские регистры также можно будет заполнять в электронном виде и заверять электронной подписью.
Основные требования к бухгалтерской отчетности
По новому закону отчетным периодом для составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности по-прежнему остается календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно. Сказанное не относится к вновь образованным, реорганизованным или ликвидированным юридическим лицам.
Для вновь созданных организаций (кроме кредитных) устанавливается пролонгированный год, если они зарегистрированы после 30 сентября: первым отчетным годом для них может являться период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом их государственной регистрации, включительно. Однако руководство компании может установить иной временной период своей первой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Отметим, что данное правило не распространяется на реорганизованные и ликвидированные предприятия. Порядок составления ими бухгалтерской (финансовой) отчетности закреплен в законе отдельно.
Новый закон содержит требование об обязательном оформлении годовой бухгалтерской отчетности компаниями, но упраздняет составление квартальной отчетности. Это еще одно важное изменение. В качестве отчетного периода для формирования промежуточной отчетности компании (составляемой на добровольной основе или по иным основаниям) может быть выбран любой временной период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность.
Закон устанавливает, что бухгалтерская отчетность должна состоять из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
Для кредитных организаций состав отчетности регулирует Центральный банк РФ (см. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Бюджетные организации должны руководствоваться требованиями бюджетного законодательства.
И еще один важный момент. Новый закон предусматривает обязательное представление экземпляра бухгалтерской отчетности только в орган государственной статистики. Установлен максимальный срок представления отчетности — три месяца со дня окончания отчетного периода.
Требования о представлении одного обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности в территориальный орган статистики обусловлено задачей создания единого государственного информационного ресурса, доступного всем заинтересованным лицам (за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен). Порядок представления обязательного экземпляра отчетности, а также правила пользования государственным информационным ресурсом утверждает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной статистической деятельности.
Бухгалтерская отчетность реорганизованного юридического лица
В новом законе подробно описан порядок формирования отчетности реорганизованными компаниями. В частности, последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность реорганизуемого юридического лица составляется на дату, предшествующую дате государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).
Указанная последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации возникшего юридического лица (внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ). Аналогичная информация включается и в первую бухгалтерскую (финансовую) отчетность нового юридического лица, которая должна быть сформирована по состоянию на дату его государственной регистрации, если иное не установлено федеральными стандартами.
Бухгалтерская отчетность ликвидируемого юридического лица
Необходимость освещения в новом законе порядка составления бухгалтерской отчетности при ликвидации юридического лица вызвана не только тем, что в деятельности ликвидируемых компаний не соблюдается принцип непрерывности, что должно быть реализовано в отчетности, но и фактом возбуждения в ряде случаев процедур банкротства.
В пункте 2 ст. 17 нового закона сказано, что последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность ликвидируемого юридического лица составляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) либо арбитражным управляющим, если юридическое лицо ликвидируется вследствие признания его банкротом. Отчетность формируется на дату, предшествующую дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.
Последняя отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.
Требования к главному бухгалтеру
Согласно п. 3 ст. 7 нового закона руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации должен возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера.
Если действующий Закон о бухучете возлагает на руководителя организации ответственность за состояние учета, но допускает ведение бухгалтерского учета им лично (п. 2 ст. 6), то согласно новому закону (п. 3 ст. 7) вести учет лично смогут только руководители малых и средних предприятий.
Напомним, что критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства установлены в п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Впервые новый закон закрепляет квалификационные требования к главному бухгалтеру (п. 4 ст. 7):
- наличие высшего профессионального образования;
- стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
- отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.
Квалификационные требования установлены для главных бухгалтеров:
- открытых акционерных обществ (за исключением кредитных организаций);
- страховых организаций;
- негосударственных пенсионных фондов;
- акционерных инвестиционных фондов;
- управляющих компаний паевых инвестиционных фондов;
- иных экономических субъектов, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций);
- органов управления государственных внебюджетных фондов;
- органов управления государственных территориальных внебюджетных фондов.
Данные требования относятся также к компаниям, привлекаемым для ведения бухгалтерского учета. Компании, оказывающие услуги по ведению бухгалтерского учета перечисленным экономическим субъектам, должны иметь не менее одного сотрудника, работающего по трудовому договору и отвечающего установленным выше требованиям.
Требования к руководителям бухгалтерских служб кредитных организаций устанавливает ЦБ РФ.
Документы, регулирующие бухгалтерский учет
Новым законом предусмотрен перечень документов, которые будут регулировать систему бухгалтерского учета в Российской Федерации (п. 1 ст. 21). В него вошли:
1) федеральные стандарты;
2) отраслевые стандарты;
3) рекомендации в области бухгалтерского учета;
4) стандарты экономического субъекта.
Федеральные и отраслевые стандарты утверждаются нормативными правовыми актами. В них отражаются:
- определение и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;
- допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
- порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;
- требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;
- план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;
- состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
- условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
- состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
- состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
- упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.
Федеральные стандарты также могут регулировать порядок бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы или устанавливать требования к бухгалтерскому учету в отдельных видах экономической деятельности.
Отраслевые стандарты предусматривают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.
Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению.
Рекомендации в области бухгалтерского учета будут выпускаться саморегулируемыми организациями. Задача рекомендаций к федеральным и отраслевым стандартам — сокращение затрат на ведение учета, распространение передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, в том числе технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки этими лицами стандартов.
Рекомендации будут применяться на добровольной основе.
Стандарты экономического субъекта должны устанавливаться субъектами самостоятельно и применяться равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства.
Субъекты регулирования бухгалтерского учета
Особым образом в новом законе (ст. 27) прописаны порядок утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета и отчетности и механизм разделения функций федеральных органов и саморегулируемых бухгалтерских организаций в части утверждения стандартов и рекомендаций (разъяснений) к ним.
Закон различает следующие субъекты регулирования бухгалтерского учета, которые будут принимать участие в разработке стандартов бухгалтерского учета:
- органы государственного регулирования бухгалтерского учета — уполномоченный федеральный орган и Центральный банк РФ;
- субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета — саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета.
За органами государственного регулирования бухгалтерского учета новым законом закреплены конкретные функции (ст. 23).
Уполномоченный федеральный орган:
1) утверждает программу разработки федеральных стандартов в порядке, установленном настоящим федеральным законом;
2) утверждает федеральные стандарты и в пределах его компетенции отраслевые стандарты и обобщает практику их применения;
3) организует экспертизу проектов стандартов бухгалтерского учета;
4) утверждает требования к оформлению проектов стандартов бухгалтерского учета;
5) участвует в установленном порядке в разработке международных стандартов;
6) представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
7) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим федеральным законом и иными федеральными законами.
Центральный банк РФ в пределах его компетенции:
1) утверждает отраслевые стандарты и обобщает практику их применения;
2) участвует в подготовке и согласовывает программу разработки федеральных стандартов;
3) участвует в экспертизе проектов федеральных стандартов;
4) участвует совместно с уполномоченным федеральным органом в установленном порядке в разработке международных стандартов;
5) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим федеральным законом и иными федеральными законами.
В отношении субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета в новом законе закреплены следующие функции (ст. 24):
1) разработка проектов федеральных стандартов, проведение публичного обсуждения этих проектов и представление их в уполномоченный федеральный орган;
2) участие в подготовке программы разработки федеральных стандартов;
3) участие в экспертизе проектов стандартов бухгалтерского учета;
4) обеспечение соответствия проекта федерального стандарта международному стандарту, на основе которого разработан проект федерального стандарта;
5) разработка и принятие рекомендаций в области бухгалтерского учета;
6) разработка предложений по совершенствованию стандартов бухгалтерского учета;
7) участие в разработке международных стандартов.
Как видим, с вступлением в силу нового закона не на Минфин России, а именно на субъекты негосударственного регулирования будут возложены функции создания отечественных стандартов бухгалтерского учета и комментариев к ним.
Напомним, что согласно Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180, к ведению органов государственной власти относился также контроль за соблюдением законодательства в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности. Обращает на себя внимание тот факт, что в новом законе ничего не говорится о том, кто и как будет контролировать соблюдение субъектами законодательства о бухгалтерском учете. Из этого можно сделать вывод, что после вступления в силу нового закона вопрос надзора за достоверностью бухгалтерской отчетности должен постепенно сойти на нет. В этом случае вопрос доверия к бухгалтерской отчетности компаний станет исключительно проблемой самих экономических субъектов, а также заинтересованных пользователей их отчетности.
Новый закон предусматривает создание при уполномоченном федеральном органе совета по стандартам бухгалтерского учета. Совет по сути будет являться посредником между государственными и негосударственными органами регулирования. Он будет состоять на 2/3 из представителей негосударственных субъектов регулирования и 1/3 государственных (всего 15 членов).
Состав совета по стандартам бухгалтерского учета будет утверждать руководитель уполномоченного федерального органа. Но председателем совета будет представитель организации негосударственного регулирования.
Основной задачей совета станет анализ (экспертиза) проектов федеральных стандартов на предмет:
- соответствия законодательству РФ о бухгалтерском учете;
- соответствия потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
- обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету;
- обеспечения условий для единообразного применения федеральных стандартов.
Порядок разработки стандартов
Новый закон фактически содержит подробный регламент разработки бухгалтерских стандартов — от составления программ до утверждения стандартов (ст. 26—28).
Согласно п. 1 ст. 26 нового закона федеральные стандарты разрабатываются и утверждаются в соответствии с программой разработки федеральных стандартов.
Программу утверждает уполномоченный федеральный орган (по согласованию с Центральным банком РФ) по факту внесения предложений государственными и негосударственными органами регулирования. Программа должна ежегодно уточняться и быть доступной всем заинтересованным лицам.
Инициатором и фактическим разработчиком какого-либо стандарта может выступить любой негосударственный субъект регулирования. Сама процедура разработки стандарта аналогична процедуре принятия международных стандартов.
Разработчик направляет уведомление о разработке стандарта в уполномоченный федеральный орган. Уведомление публикуется в печатном издании, определяемом уполномоченным органом, и на официальных сайтах уполномоченного органа и разработчика.
Не позднее десяти рабочих дней после опубликования уведомления в печатном издании разработчик публикует в этом издании и на своем сайте сам проект.
После этого в течение не менее трех месяцев проходит публичное обсуждение проекта.
Согласно п. 5 ст. 27 нового закона в период публичного обсуждения проекта федерального стандарта разработчик:
- принимает от заинтересованных лиц замечания в письменной форме. Разработчик не может отказать в приеме замечаний в письменной форме;
- проводит обсуждение проекта федерального стандарта и полученных в письменной форме замечаний;
- составляет перечень полученных в письменной форме замечаний с кратким изложением содержания таких замечаний и результатов их обсуждения;
- дорабатывает проект федерального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний.
О завершении публичного обсуждения проекта разработчик уведомляет уполномоченный федеральный орган, соответствующая информация опубликовывается также в печатном издании и Интернете.
По завершении публичного обсуждения разработчик направляет в уполномоченный федеральный орган доработанный проект стандарта вместе с перечнем комментариев, полученных в ходе обсуждения.
Экспертизу нового стандарта должен проводить Совет по стандартам бухгалтерского учета в срок не более двух месяцев. По ее результатам уполномоченный федеральный орган обязан принять федеральный стандарт либо отклонить его в течение одного месяца. Таким образом, минимальный срок от начала обсуждения стандарта до его принятия — шесть месяцев.
Стандарты для государственного сектора будет разрабатывать уполномоченный федеральный орган. Он готовит федеральные стандарты и в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, предусмотренный утвержденной программой разработки федеральных стандартов.