Нанять на работу государственных и муниципальных служащих, как действующих, так и бывших, можно только с учетом ограничений, установленных для этой категории работников Трудовым кодексом и Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон о противодействии коррупции). Несоблюдение этих норм влечет для организации крупный штраф, а для работника — расторжение трудового договора «по статье».
Государственные и муниципальные служащие — кто они?
Определение госслужащего дано в ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств соответствующего бюджета.
Государственная гражданская служба РФ подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее — федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов РФ (далее — гражданская служба субъектов РФ). Такое деление предусмотрено п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79) и п. 2 ст. 2 Федерального закона № 58.
Должности федеральной гражданской службы учреждаются федеральным законом или Указом Президента РФ. Перечень таких должностей утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (далее — Перечень № 557). Должности гражданской службы субъектов РФ устанавливаются региональными законами или иными нормативными правовыми актами (ст. 8 Закона № 79). Например, приказом администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга от 30.06.2011 № 46-п утвержден Перечень должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие Санкт-Петербурга администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Муниципальный служащий — это гражданин, исполняющий в установленном порядке обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. К муниципальным служащим не относятся работники, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований (ст. 10 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», далее — Закон № 25). Реестры должностей муниципальной службы утверждаются законами субъекта РФ (ст. 6 Закона № 25). Например, решением Волгоградской городской думы от 06.10.2010 № 37/1133 утвержден реестр должностей муниципальной службы в Волгограде.
Возможность заключения со служащими трудового или гражданско-правового договора
Чиновники вправе выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет конфликта интересов. Они обязаны уведомить о своем намерении работать на стороне представителей нанимателя до заключения трудового/гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 14 Закона № 79 и ч. 2 ст. 11 Закона № 25). Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов утверждено Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821. Аналогичные комиссии предусмотрены для урегулирования конфликтов гражданских (ст. 19 Закона № 79) и муниципальных служащих (ч. 4 ст. 14.1 Закона № 25).
Важный момент: муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности (ч. 2 ст. 11 и ч. 2 ст. 14 Закона № 25). Причем такая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ (ч. 2 ст. 14 Закона № 25).
Запреты и ограничения для чиновников
Гражданскому и муниципальному служащему запрещается (ст. 14 Закона № 25 и ст. 17 Закона № 79) осуществлять предпринимательскую деятельность, а также участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных законодательством.
Бывший госслужащий, замещавший должность из перечня, установленного нормативными правовыми актами РФ, если в его должностные обязанности входили отдельные функции госуправления, не вправе без согласия комиссии по урегулированию конфликта интересов (ч. 3 ст. 17 Закона № 79):
— замещать должности (заключать трудовой договор) в коммерческих и некоммерческих организациях;
— выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях.
Бывшие муниципальные чиновники обязаны получать согласие комиссии по урегулированию конфликта интересов только для заключения трудового договора (ч. 1 ст. 12 Закона о противодействии коррупции).
Бывший чиновник поступает на работу
Что должен сделать работник
Граждане, замещавшие должности, перечень которых установлен нормативными актами, после увольнения с государственной или муниципальной службы в течение двух лет обязаны при заключении трудового договора сообщать новому работодателю (нанимателю) сведения о последнем месте службы (ч. 1 ст. 64.1 ТК РФ и ч. 2 ст. 12 Закона о противодействии коррупции). Порядок и форма сообщения не установлены. О том, что новый работник был чиновником, можно узнать из его трудовой книжки. Но так как закон обязывает таких работников самостоятельно сообщать о своем последнем месте службы, рекомендуем получать от них соответствующие сообщения в письменной форме.
Если работник не выполнит указанное требование, трудовой договор прекращается (ч. 3 ст. 12 Закона о противодействии коррупции) в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (см. также ст. 84 ТК РФ).
Что должен сделать работодатель
Работодатель, заключивший трудовой договор с бывшим чиновником, обязан в течение десяти календарных дней сообщить в письменной форме об этом представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы этого работника. Каждый новый работодатель должен сообщать о приеме таких работников в течение двух лет со дня их увольнения с государственной или муниципальной службы. Перечни должностей устанавливаются нормативными актами РФ (ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ и ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции).
Если со дня увольнения бывшего служащего прошло более двух лет, новый работодатель не обязан сообщать на последнее место службы этого работника, независимо от того, включена его должность в соответствующий перечень или нет.
Обратите внимание!
Направлять сообщение необходимо не предыдущему работодателю, а на последнее место службы (государственной или муниципальной).
Порядок сообщения регламентирован постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы» (далее — постановление № 700).
В письменном сообщении нужно указать (п. 2 постановления № 700):
— фамилию, имя, отчество гражданина (если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);
— число, месяц, год и место рождения гражданина (страна, республика, край, область, населенный пункт);
— должность государственной или муниципальной службы, замещаемую гражданином непосредственно перед увольнением с такой службы (по сведениям трудовой книжки);
— наименование организации (полное, а также сокращенное — при его наличии);
— дату и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
— дату заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы; если заключается срочный трудовой договор — срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения именно такого договора);
— наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии);
— должностные обязанности (основные направления поручаемой работы).
Установлены также требования к оформлению сообщения (п. 3 постановления № 700). Его оформляют на бланке организации, сообщение подписывает руководитель организации либо уполномоченное лицо подписавшее трудовой договор со стороны работодателя, подпись работодателя заверяют печатью организации (печатью кадровой службы).
Унифицированной формы сообщения нет ( рекомендованный образец см. на с. 111).
Отправляем сообщение
Прежде чем отправить сообщение, зарегистрируйте его и сохраните копию документа в организации. Сообщение направляют заказным письмом с описью вложения (в ней указывают наименование документа и его регистрационный номер) и уведомлением о вручении. Обязательно сохраните почтовую квитанцию, подтверждающую дату отправления. В случае возникновения претензий со стороны контролирующих органов эти документы позволят доказать, что сообщение действительно отправлено в установленный срок.
Ответственность
Если работодатель не сообщит нанимателю по последнему месту службы о факте заключения трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим, такой факт будет расценен как административное правонарушение по ст. 19.29 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа. Для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей размер штрафа составит от 20 000 до 50 000 руб., для юрлиц — от 100 000 до 500 000 руб.
Для работодателя возможны и другие неприятные последствия, например вызов в прокуратуру.
Гражданско-правовой договор
Бывший федеральный чиновник, который уволился с должности, вошедшей в перечень, и заключает гражданско-правовой договор, обязан сообщать в течение двух лет со дня увольнения каждому заказчику сведения о последнем месте службы (подп. «б» п. 1 Указа Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона „О противодействии коррупции“» и ч. 3 ст. 17 Закона № 79). Напомним, что эта категория граждан после увольнения со службы должна получать разрешение комиссии на заключение гражданско-правовых договоров (ч. 3 ст. 17 Закона № 79). У бывших муниципальных служащих, которые заключают гражданско-правовые договоры, такой обязанности нет, как нет и обязанности сообщать каждому заказчику о последнем месте службы.
В то же время ст. 19.29 КоАП РФ установлена ответственность в виде административного штрафа за незаконное привлечение бывшего государственного и муниципального служащего, занимавшего должность, включенную в перечень, к оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора. Но Законом о противодействии коррупции порядок действий работодателя в указанных ситуациях не установлен.
Наша рекомендация: если организация заключает гражданско-правовой договор с бывшим государственным или муниципальным чиновником, со дня увольнения со службы которого не прошло двух лет, сообщите об этом письменно на последнее место его службы. Поскольку установленных правил для такого сообщения нет, можно руководствоваться порядком, установленным постановлением № 700.
Образец
Общество с ограниченной ответственностью «Софт»
(ООО «Софт»)
ОКПО 02838704, ОГРН 1096672010148
ИНН 7203207284, КПП 720301354
Россия, 625048, г. Тюмень, ул. М. Горького, д. 58, оф. 311.
Тел./факс: (3452) 37-19-42
В Московскую таможню
Исх: № 58-311011
СООБЩЕНИЕ
о заключении трудового договора
с бывшим государственным служащим
Сообщаем Вам, что между Обществом с ограниченной ответственностью «Софт» (ООО «Софт») и Степанцовым Виктором Николаевичем (дата рождения — 01.10.1970, место рождения — Россия, г. Тюмень) заключен трудовой договор № 45/2011 от 27.10.2011 (срок действия договора — бессрочно) по должности «руководитель отдела снабжения», приказ о приеме на работу от 27.10.2011 № 52-К.
В должностные обязанности Степанцова В.Н. входит:
— организация работ по подбору поставщиков, выбору условий поставок необходимых предприятию материалов;
— обеспечение доставки материалов в соответствии с предусмотренными в договорах сроками, контроль их количества, качества и комплектности;
— руководство разработкой и внедрением мероприятий по повышению эффективности использования материальных ресурсов, снижению затрат, связанных с их транспортировкой и хранением, использованию вторичных ресурсов и отходов производства, совершенствованию системы контроля за их расходованием.
Согласно сведениям, внесенным в трудовую книжку (АТ-VII № 1234567), Степанцов В.Н. занимал должность «начальник поста» в период с 21 января 2008 г. по 1 октября 2011 г. в Московской таможне.
Генеральный директор Соринов В.С. Соринов
ПЕЧАТЬ