Организуем деловую коллективную поездку за границу

| статьи | печать

Собираясь направить работников за границу, компании зачастую перекладывают все хлопоты на деловых партнеров, которые могут не иметь статуса туроператора или турагента. У бухгалтеров компаний-исполнителей такая ситуация может вызвать множество вопросов: как оформить договорные отношения, чтобы не нарушить законодательства, как учитывать поступающие суммы и т.п. Ответы на эти и другие вопросы дадим применительно к конкретной хозяйственной ситуации.

Ситуация

Компания-исполнитель в рамках основного договора оказывает заказчику дополнительные услуги, организуя для его работников деловую коллективную поездку на международный конгресс. А именно обеспечивает бронирование и проживание в гостинице, бронирование и предоставление авиабилетов. Исполнитель не является туроператором или турагентом. Но в основном договоре сказано, что он имеет право привлекать в качестве соисполнителей сторонние организации (то есть тех же туроператоров или турагентов). Договоры с соисполнителями предполагается заключать в евро, а «закрывающие» документы — оформлять в валюте РФ.

Разбираемся в правилах

Организации-туроператоры действуют на основании Федерального закона от 24.11.96 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 132-ФЗ) и постановления Правительства РФ от 18.07.2007 № 452 «Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта».

Напомним, что туристский продукт — это комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта. Туроператор формирует, продвигает и реализует туристский продукт. В рассматриваемой ситуации исполнитель фактически не будет оказывать услуги по перевозке пассажиров, размещению в гостинице и иных составляющих туристского продукта.

Как правило, туроператоры привлекают к сотрудничеству турагентов. Организации или индивидуальные предприниматели, обладающие статусом турагентов, имеют право продвигать и реализовывать туристский продукт, но не формируют его. Отношения между туроператором и турагентом строятся на основании агентского соглашения. Заказчиком туристского продукта может быть турист или иное лицо, заказывающее продукт от имени туриста.

Отдельные операции по приобретению пассажирских билетов и бронированию мест проживания, не составляющие комплекс туристских услуг, изначально являются посредническими.

Важно: названное постановление № 452 для заказчиков туристского продукта исключает возможность использования туристского продукта в предпринимательской деятельности. Поэтому исполнитель не может перепродать туристский продукт заказчику по договору возмездного оказания услуг, а может только действовать по посредническому договору.

Теоретически исполнитель мог бы выступить в качестве турагента. То есть заключить агентский договор с туроператором, а затем сформированный последним туристский продукт продать заказчику по договору о реализации туристского продукта с предоставлением туристской путевки. Но на практике этот вариант неприменим. Во-первых, туроператор не будет заключать агентский договор с турагентом на продажу одной конкретной путевки. Во-вторых, нужно выписывать ТУР-1 на типографском бланке, а типография не будет изготавливать один-единственный бланк.

Поэтому в рассматриваемой ситуации исполнителю остается только заключить с заказчиком агентский договор и приобрести для него туристский продукт у туроператора/турагента.

Приведем возможный алгоритм для исполнителя.

Алгоритм

1. Выбираем туроператора/турагента. Организация-туроператор должна быть включена в Единый федеральный реестр туроператоров и иметь в нем свой порядковый номер (ст. 4.1 Закона № 132-ФЗ). Сведения о наличии туроператора в Реестре можно найти на сайте Федерального агентства по туризму http://www.russiatourism.ru/. Туроператор, внесенный в реестр, обладает финансовым обеспечением, необходимым для осуществления туристской деятельности по закону. Это договор страхования гражданской ответственности или банковская гарантия. Как правило, туроператоры передают функции реализации туристского продукта турагенту. При реализации туристского продукта тур­агент может действовать от своего имени (ст. 9 Закона 132-ФЗ).

2. Уточняем условия договора с заказчиком. В основной договор включаем пункт о том, что организация рабочей коллективной поездки работников заказчика на международный конгресс осуществляется по отдельному договору (или дополнительному соглашению). Выбираем вариант агентских отношений по такому договору/допсоглашению. Заказчик будет выступать в роли принципала, организация-исполнитель — в роли агента.

3. Приобретаем туристский продукт по договору о реализации туристского продукта с туроператором/турагентом. Действуем от своего имени в качестве заказчика туристского продукта по агентскому договору.

4. Получаем счет на оплату туристского продукта от туроператора/турагента (в евро без НДС).

5. Выставляем счет на оплату туристского продукта заказчику — в евро по курсу ЦБ РФ на дату оплаты в размере 100%. Включаем в счет сумму агентского вознаграждения с учетом НДС.

6. Получаем деньги от заказчика и оплачиваем счет туроператора/турагента.

7. Получаем от туроператора/турагента туристскую путевку.

К путевке прикладываются билеты, ваучеры, страховки на всех работников заказчика. Если туристский продукт получаем от турагента, он выставляет счет-фактуру на сумму агентского вознаграждения.

8. Передаем заказчику-принципалу туристскую путевку.

К путевке прикладываем другие документы, необходимые для поездки (билеты, ваучеры, страховки)

10. Выставляем счет-фактуру заказчику-принципалу на сумму агентского вознаграждения.

11. Составляем отчет агента и направляем его принципалу.

12. Отражаем в составе доходов сумму агентского вознаграждения. Доход отражается в евро и в рублях по курсу на дату получения авансового платежа. Сумма вознаграждения в рублях нам известна, так как аванс перечислен в размере 100% и не пересчитывался по правилам бухгалтерского и налогового учета. Датой признания дохода будет являться дата составления отчета агента. По правилам бухгалтерского и налогового учета аванс пересчету не подлежит. Все документы оформляются на дату перечисления аванса (на дату оплаты). Это следует из п. 7 ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» и п. 8 ст. 271 НК РФ.

В бухгалтерском учете платежи за туристский продукт учитываем в составе расчетов с разными дебиторами и кредиторами.

Важно!
Услуги в сфере туризма, фактически оказанные за рубежом, не облагаются НДС (подп. 3 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). Агентское вознаграждение организации-исполнителя облагается НДС (п. 1 ст. 156 НК РФ).

На цифрах

Фонд «Ассоциация политологов» (заказчик) в рамках основного договора с ООО «Контакт-Центр» (исполнитель) поручил последнему организовать деловую коллективную поездку десяти сотрудников ассоциации на международный конгресс в один из европейских городов. А именно обеспечить бронирование и проживание в гостинице, бронирование и предоставление авиабилетов.

Стороны заключили дополнительное соглашение, в котором указали, что размер агентского вознаграждения исполнителя составляет 10% суммы фактических расходов агента. ООО «Контакт-Центр» приобрело туристский продукт по договору о реализации туристского продукта с туроператором, действуя от своего имени. Стоимость одной туристской путевки составила 2500 евро. Получив счет на оплату туристского продукта от туроператора, ООО «Контакт-Центр» выставило счет на оплату туристского продукта заказчику. Стоимость турпродукта 25 000 евро (2500 евро х 10 путевок). Агентское вознаграждение исполнителя — 2500 евро (25 000 евро х 10%). НДС с агентского вознаграждения исполнителя — 381,40 евро (2500 евро х 18/118). Курс евро на дату оплаты заказчиком составил 40 руб.

В бухгалтерском учете ООО «Контакт-Центр» будут сделаны следующие записи:

Дебет 51 Кредит 62

— 1 000 000 руб. (25 000 евро х 40 руб.) — получены деньги от заказчика-принципала на оплату туристского продукта;

Дебет 51 Кредит 62

— 100 000 руб. (2500 евро х 40 руб.) — получено агентское вознаграждение от заказчика-принципала;

Дебет 76 Кредит 51

— 1 000 000 руб. (25 000 евро) — оплачен счет туроператора за туристский продукт;

Дебет 50-3 Кредит 76

— 1 000 000 руб. (25 000 евро) — получены от туроператора туристские путевки;

Дебет 62 Кредит 50-3

— 1 000 000 руб. (25 000 евро х 40 руб.) — переданы туристские путевки заказчику-принципалу.

Исполнителю необходимо также выставить счет-фактуру заказчику-принципалу на сумму агентского вознаграждения и зарегистрировать этот счет-фактуру в книге продаж.

Кроме того, исполнитель составляет отчет агента и направляет его заказчику-принципалу. В отчете необходимо указать:

— сумму расходов на приобретение туристского продукта 25 000 евро (1 000 000 руб.), НДС не облагается;

— агентское вознаграждение в размере 10% суммы фактических расходов агента 2500 евро (100 000 руб.), в том числе НДС 381,4 евро (15 256 руб.).

После этого в учете ООО «Контакт-Центр» будут сделаны следующие проводки:

Дебет 62 Кредит 90

— 100 000 руб. — отражена в составе доходов сумма агентского вознаграждения;

Дебет 90 Кредит 68

— 15 256 руб. (381,4 евро х 40 руб.) — начислен НДС с суммы агентского вознаграждения.