Похоже, правительство намерено исключить практику нарушения финансовых законов, когда принятые, например, «федеральные» решения не могли выполняться из-за отсутствия финансирования в регионах. На это нацелено разграничение полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Главный вопрос: каким будет финансовое обеспечение этого процесса? О том, что делается в этом направлении, проинформировал сенаторов во время «правительственного часа» министр финансов Алексей Кудрин.
Текущий год, по словам А. Кудрина, является сложным, переходным по приведению своих обязательств в соответствие с возможностями и полномочиями, которые определены всем субъектам Федерации. Законодательная база уточнена и в соответствии с установленными полномочиями за бюджетами субъектов Федерации, муниципалитетов и федеральным бюджетом закреплены финансовые источники, которые должны обеспечить возложенный на них объем полномочий.
Оценить состояние региональных финансов позволяют итоги I квартала. Они по- казали, по оценке главы Минфина, что финансовое положение регионов в 2005 году не ухудшилось. Уровень доходов, включая трансферты, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличился с 426 млрд руб. до 567 млрд, то есть вырос на 33%. Толь- ко 5 регионов получили до- ходы меньше 100% по сравнению с тем же прошлогодним периодом, а 17 — нарастили свои доходы больше чем на 50%. По состоянию на 1 апреля профицит бюджетов регионов составил 110 млрд руб., в то время как год назад этот показатель достигал 20 млрд. Так что у нас «есть хороший задел для исполнения всех обязательств в течение года».
Динамика расходов бюджетов регионов также положительна. В целом они выросли по сравнению с I кварталом 2004 года на 25%. Причем их структура свидетельствует о росте финансовых возможностей в плане выделения средств на различные цели помимо зарплаты. Так, долю зарплаты в бюджетах субъектов Федерации менее 40% имели уже 73 региона против 44 в 2004 году.
Вместе с тем, оценивая ситуацию и принимая в расчет готовность регионов к реализации закона о местном самоуправлении, Минфин предложил внести в бюджет- 2005 изменения, направленные на увеличение финансовой помощи регионам. В частности, планируется дополнительно выделить субъектам Федерации 20,1 млрд руб. на увеличение сбалансированности бюджетов субъектов РФ. Необходимо также обеспечить нормативно-правовое, финансовое и кадровое обеспечение полномочий органов местного самоуправления. В соответствии с этим законом на районном и поселенческом уровне будут составляться, хотя и в упрощенном виде, свои бюджеты.
В этой связи предстоит большая работа и в регионах. Они должны принять решения, в частности, по: определению форм и видов финансовой помощи муниципальным образованиям, а также вариантам межбюджетного выравнивания; делегированию полномочий субъектов Федерации на уровень муниципалитета; замене дотаций дифференцированными нормативами от налогов, желательно на 2—3 года, стимулированию муниципалитетов к работе со своей налоговой базой.
Должны быть приняты соответствующие законодательные акты по введению отрицательных трансфертов, определены способы распределения 10% налога на доходы физических лиц.
Среди главных вопросов при решении этих задач субъекты РФ и муниципальные власти видят определение взаимодействия с местными налоговыми органами для обеспечения администрирования местных налогов и прогнозирования их для местных бюджетов муниципального уровня. Весьма актуальны и вопросы о помощи, в том числе и финансовой, по проведению кадастровой оценки земли, а также об освобождении от государственной пошлины при разграничении, регистрации собственности. Не обойтись без поддержки на федеральном уровне и в подготовке кадров местного самоуправления.
Судя по всему, для выполнения всех обязательств, которые провозглашены законами, предстоит серьезно поработать на всех уровнях.