Прошло 4 месяца после введения 122-го Закона. Много слов сказано, много дел сделано. По словам депутатов, целью принятия любого закона является улучшение жизни граждан. Так какие же реальные улучшения смогли почувствовать люди?
Начнем с правительства, которое в апреле отчиталось перед депутатами Госдумы о проделанной работе. Из выступления министров стало понятно, что на первоначальном этапе монетизация «пробуксовывала» из-за неслаженности в работе правительства и регионов, а к апрелю все нормализовалось и можно смело заявлять, что монетизация принесла долгожданный положительный эффект для беднейших слоев населения.
Сверху все видится в розовом свете
Вице-премьер А. Жуков, в частности, заявил, что «социальная поддержка в виде единовременных денежных выплат и проведенное с 1 марта 2005 года увеличение пенсионного обеспечения позволили существенно увеличить доходы отдельных категорий граждан». Без сомнения, повышение пенсий на 200 руб. и выплата социального пакета в 450 руб. очень «существенно» повысили доходы в условиях отмены льгот, роста тарифов ЖКХ, высоких цен на бензин и на продукты питания.
Министр финансов А. Кудрин подсчитал регионы, поучаствовавшие в монетизации. Так, оказалось, что из 89 субъектов РФ полностью заменили натуральные льготы на денежные выплаты только 38, отказались от замены льгот — 14 регионов, а остальные 37 субъектов пошли по упрощенному варианту: часть льгот оставили в натуральной форме, а часть — в денежной.
Подведя итог, А. Кудрин делает вывод, что «применение Закона создало новый механизм определения обязательств и их финансового обеспечения. Это более цивилизованный механизм, который требует исполнения всех законов, касающихся граждан РФ. Это новые финансовые и экономические условия реализации прав населения в нашей стране». Что касается «нового» механизма определения обязательств, то перекладывание расходов на социалку с федерального уровня на региональный к таковому отнести нельзя. А по поводу «условий реализации прав населения» хочется заметить особо. Если имеется в виду, что людям дали право выбора между покупкой льготного проездного и пешими прогулками с небольшими деньгами в кармане, то данное «финансовое» право реализовано полностью — в большинстве случаев выбирается пеший ход.
Без права на выбор
Цивилизованность соблюдения прав населения заключается в том, что в правовом государстве при проведении подобных социальных преобразований в первую очередь спрашивается мнение граждан, а уже после получения согласия (мандата доверия), начинается реформирование. В нашей же стране не только простые граждане, но и большинство губернаторов в начале года плохо себе представляли, что планируется сделать и какие будут последствия. Так что никакой цивилизованности здесь вообще нет.
Депутаты неоднозначно отреагировали на выступление министров. Так, Н. Останина, зам. председателя Комитета ГД по делам женщин, семьи и молодежи, задала очень «красочный» вопрос А. Кудрину: «Такое впечатление, что когда вы говорили, то как бы медитировали, потому что, находясь в здравом уме и трезвой памяти, ну просто нельзя произнести такие перлы, как-то: «ни одно из обязательств не осталось неисполненным, возросла ответственность власти за исполнение обязательств», и как кульминация — «субъекты РФ чувствуют себя лучше!». Алексей Леонидович, вы кого имели в виду? Передо мной документ из Минздравсоцразвития, где говорится, что 56 регионов восприняли ваши указания по индексации социальных выплат как рекомендации и оставили детские пособия на уровне 70 рублей, а 18 субъектов вообще перестали их выплачивать. Как вы это прокомментируете?»
А. Кудрин ответил следующее: во-первых, если у регионов нет денег на детские пособия, а центр заставляет их выплачивать определенную сумму, то это подход нецивилизованный, регионы сами должны принимать решения и исполнять их. И, во-вторых, на законодательном уровне субъектов прописывается, кому какие пособия и в каких количествах необходимо выплачивать, федералы это никак не контролируют. Так, например, в Санкт-Петербурге перестали выплачивать детские пособия, но при этом в соответствии со своим законодательством определили круг особо нуждающихся лиц, которым и идет адресная помощь. По мнению А. Кудрина, это позитивное явление, которое позволяет помогать действительно нуждающимся.
Депутаты не согласились с мнением министра, так как, принимая Закон, все взяли на себя обязательства сохранить прежние льготы в денежном выражении и не ухудшить положение зависимых от них категорий населения. На практике все получается далеко не так успешно.
Помощь детям не запланирована
По данным Минздравсоцразвития, ситуация с выплатой детских пособий не только не улучшилась, но и значительно ухудшилась.
Цитируем ответ министерства на депутатский запрос: «Общая задолженность по детским пособиям на 1 января 2005 года составила 2506,1 млн рублей. Министерство неоднократно обращалось в Минфин России с просьбой об оказании регионам-должникам целевой финансовой помощи для погашения задолженности по выплате ежемесячного пособия на ребенка. Такого решения принято не было, зато было предложено регионам выплатить долги за счет собственных финансовых возможностей». И это в условиях профицита федерального бюджета и в разы возросшей нагрузки на региональные!
По данным за январь 2005 года в 70 субъектах РФ численность детей, получивших ежемесячное пособие на ребенка (базовая выплата — не менее 70 рублей), практически не изменилась по сравнению с декабрем 2004 года (в ряде случаев наблюдалось уменьшение численности до 10%).
В 18 регионах численность детей, получающих пособия, сократилась более чем на 60%, а в Липецкой, Московской, Смоленской и других областях эта цифра приближается к 100%. В данных субъектах с января практически полностью прекращены назначение и выплата детских пособий. Причиной является перерегистрация получателей. Таким образом, можно сделать вывод, что в данных регионах существенная часть получателей пособия — малообеспеченные семьи с детьми — лишатся выплаты пособия в связи с длительностью процедуры перерегистрации, а в последующем не будут получать пособия за предыдущий период.
Следует отметить, что большое число субъектов РФ закрепило в своих нормативных актах документальное подтверждение сведений о доходах, а также ввело ряд дополнительных документов, представляемых для назначения пособия.
Кроме того, имеются примеры законодательного закрепления за органами социальной защиты населения полномочий по принятию решений о прекращении назначения и выплаты пособия по причинам, которые ранее законодательством не предусматривались. Например, по результатам визита сотрудников органов социальной защиты в семью с целью комиссионного обследования в части проверки сведений о доходах и составе семьи, в связи с отсутствием занятости родителей «по неуважительной причине» и пр.
Имеет место законодательное закрепление в нормативно-правовых актах положений, позволяющих осуществлять выплату ежемесячных пособий на детей в натуральной форме в связи с ненадлежащим исполнением родителями обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка. При этом вопреки действующему законодательству РФ ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей определяется органами социальной защиты населения.
О том, что в нашей стране нет осознанной экономической стратегии на ближайшую перспективу, мы писали не один раз. Это уже стало притчей во языцех и никого не удивляет. Объем промышленного производства не может выйти на уровень 1991 года, капиталов вывозится из страны с каждым годом все больше. Улучшений в ходе реформирования страны вообще не предвидится. Поражает лишь особая циничность людей, занимающих высокие кресла в министерствах, которые, прекрасно осознавая всю катастрофичность положения большинства своих сограждан, умудряются заявлять о цивилизованном соблюдении прав населения. Поневоле согласишься с депутатами — принятие ответственных решений в состоянии медитации ни к чему хорошему не приведет!