Приказ Минэкономразвития России от 30 июня 2011 г. № 318 (с комментарием)

| статьи | печать

Минэкономразвития утвердило для Росреестра Административный регламент, по которому будут проверять организации и индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения требований земельного законодательства. В прошлом году было организовано более 60 000 таких проверок. Что изменится в практике их проведения?

Функция по осуществлению государственного земельного контроля была передана Росреестру Указом Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии».

В течение двух лет при осуществлении этого контроля Росреестр как правопреемник Роснедвижимости руководствовался старым административным регламентом, утвержденным Минюстом России1. Правда, с 1 июля 2009 г. этот регламент применялся в части, не противоречащей Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Теперь у Росреестра будет свой регламент, учитывающий все требования упомянутого закона (утвержден приказом Минэкономразвития от 30.06.2011 № 318, зарегистрирован в Минюсте России 20.10.2011 № 22094). С принятием нового регламента существенных изменений в процедурах проверок не произойдет. Документ составлен четко и понятно. Определены все полномочия, должностные лица, то есть кто, что и в какой срок делает. Все стадии процедуры земельного контроля представлены схематично. Тем не менее отметим наиболее важные моменты.

Регламент Минэкономразвития «похудел» по сравнению со своим предшественником. Это произошло из-за того, что в новом документе в отличие от старого нет разделов, посвященных рассмотрению дел об административных правонарушениях и порядку обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях. На наш взгляд, это логично, поскольку процедура рассмотрения подобных дел и жалоб выходит за рамки собственно контроля и регулируется КоАП РФ.

Регламент Минюста допускал не только письменную форму обжалования действий (бездействия) должностных лиц Роснедвижимости, но и устную. В Регламенте Минэкономразвития установлена только письменная форма.

Самым страшным последствием нарушения требований земельного законодательства для организаций и ИП может стать решение о принудительном прекращении прав на землю. В прошлом году территориальные органы Росреестра выдали 1010 предупреждений о возможном прекращении прав на землю. И только в 203 случаях органы субъектов РФ или органы местного самоуправления приняли соответствующие решения. В результате у Росреестра появилась идея — внести изменения в Земельный кодекс и наделить правом обращаться в суд с заявлением о принудительном прекращении прав на землю должностных лиц Росреестра. Пока эта идея повисла в воздухе. Но если она воплотится в законе, вероятность потери земли для организаций-нарушителей возрастет.


1 Приказ Минюста России от 27.12.2007 № 254 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции по государственному земельному контролю».