Найти грамотный и квалифицированный персонал — это головная боль любого руководителя предприятия. Несмотря на активное развитие бизнеса, далеко не в каждой организации есть отдел кадров, а тем более дирекция по персоналу, в задачи которых, собственно, входит поиск этого персонала. В маленькой фирме все эти функции зачастую ложатся на плечи директора или его заместителя. В западных компаниях подбором персонала занимаются специальные подразделения, однако, как правило, они сотрудничают с кадровыми агентствами. К их услугам все чаще стали обращаться и российские работодатели.
Новая профессия
Наиболее востребованной среди новых профессий, получивших распространение у нас в последние десять лет, является специалист по управлению персоналом — HR-менеджер (от англ. human resources — человеческие ресурсы). Это одна из самых перспективных и дефицитных профессий сегодня.
По словам Ирины Зайцевой, менеджера по персоналу компании, торгующей винной продукцией, работа эйчара заключается в ведении и курировании кадрового производства, непосредственно управлении человеческими ресурсами, определении политики по работе с персоналом, формировании корпоративной культуры, организации тренингов. Важное место в его работе занимает подбор и адаптация персонала в компании: новых сотрудников знакомят с правилами и распорядком, принятыми в каждой компании, представляют его другим сотрудникам, знакомят со спецификой работы организации.
Развитие компании в руках менеджера по персоналу
Также в обязанности эйчара входит проведение аттестации, которая, например, в компании «Проктер энд Гэмбл» проводится раз в полгода.
Интересно, что в российских компаниях она проводится с целью наказать, причем чаще финансово, нерадивых сотрудников, а в западных компаниях аттестация призвана показать соответствие занимаемой должности, растет ли сотрудник профессионально, и если да, то руководство его повышает в должности или увеличивает зарплату.
Есть различие и в отношении к управлению персоналом в иностранных и российских компаниях. Так, в западных компаниях обязанности поделены между несколькими специалистами, и даже существует специальная служба по персоналу. В российских компаниях все эти функции зачастую выполняет один человек. Но насколько эффективно он может справляться с обязанностями, если 70% времени у него уходит на поиск нужных сотрудников?
Что касается непосредственно подбора персонала, то здесь специалистам по управлению персоналом приходится нелегко. Найти высококвалифицированного работника довольно сложно, поскольку на обучение молодого сотрудника всем премудростям профессии у компаний зачастую просто нет денег и времени, поэтому приходится «перекупать» специалиста у других компаний, для чего нужна помощь кадровых агентств. Опыт сотрудничества с ними большинством эйчаров оценивается весьма положительно.
Несмотря на то что эйчар постоянно общается с персоналом и следит за его благополучием, он стоит не на страже интересов отдельно взятого человека, а представляет интересы организации и (в подавляющем большинстве случаев) выражает точку зрения работодателя, являясь буфером между руководством и работниками, и испытывает давление с обеих сторон.
По словам И. Зайцевой, «в российском бизнесе нет понимания того, что эйчар — не просто кадровый работник, который заполняет трудовые книжки, а один из руководителей компании, от которого во многом зависит ее дальнейшее развитие». Поэтому дальновидный руководитель понимает, что без специальной службы по персоналу, где работают профессионалы, его шансы на развитие компании существенно снижаются.
Однако следует отметить, что HR-менеджеры нужны не всем предприятиям. В небольших компаниях кадровое делопроизводство может вести, например, секретарь, а подбором сотрудников заниматься даже сам руководитель. А в компаниях с численностью сотрудников более 150 человек одного менеджера по персоналу уже мало. В крупных компаниях могут работать 10—15 эйчаров, каждый из которых выполняет свои функции.
Средняя зарплата эйчара в российских компаниях
Компании численностью до 400—500 человек:
— 600 — 800 дол. — менеджер по подбору персонала;
— 1000—1500 дол. — директор по персоналу.
Компании численностью более 500 человек:
— 800 дол. — тренинг-менеджер;
— 1500—1800 дол. — менеджер по персоналу;
— 1800—2000 дол. и выше — директор по персоналу.
Источник: www.mainjob.ru
Но, как отмечает Алла Федорова (агентство «Модус»), руководители даже небольших компаний (30—50 сотрудников) делают заказ на поиск эйчара. Основное требование —умение работать с бумагами и людьми, например, ведение кадрового делопроизводства и обслуживание вспомогательного персонала (водители, уборщицы, грузчики). За такую работу руководители готовы платить 300 дол.
Однако не только размер компании и ее финансовые возможности определяют наличие или отсутствие эйчара. Во многом это зависит от степени формализации бизнес-процессов и стиля руководства. В малом бизнесе, где преобладает авторитарный стиль управления, руководители компаний всеми вопросами обычно занимаются сами.
Кадровое агентство — счастливый билет для работодателя!
Если же работодатель не хочет или не может по каким-то причинам заниматься самостоятельно подбором персонала, ему стоит обратиться в кадровое агентство, которое за определенную плату подыщет необходимого специалиста.
Стоимость такой услуги варьируется в зависимости от уровня агентства. Рекрутинговое агентство высокого класса берет за поиск около 25—30% от годового дохода искомого специалиста, агентство среднего уровня — около 18%, а мелкие кадровые агентства довольствуются 10—15%.Причем согласно договору, заключенному между ними и директором предприятия, агентство обязуется в течение трех — шести месяцев испытательного срока (в зависимости от должности) произвести замену сотрудника, если вышедший на работу кандидат по каким-либо причинам не подходит или сам изъявляет желание уйти.
Если же компания нарушает условия договора (например, обещанная зарплата работника оказывается в действительности ниже), то тогда такой замены не происходит. К счастью, по словам Татьяны Ананьевой («Агентство Контакт»), в последние годы такое случается довольно редко.
На рынке труда больше всего требуются специалисты в таких отраслях, как информационные технологии, розничные сети, банковский сектор, сфера строительства и недвижимости.
Все чаще руководители предприятий нуждаются в высококвалифицированных менеджерах по продажам, специалистах в области финансов, инженерно-техническом персонале (инженер, главный технолог), менеджерах проектов, строителях, специалистах по управлению и логистиках, причем уровень зарплаты последних показал максимальный прирост за прошедший год.
Время поисков кандидата на должность очень различно и может занимать от двух недель до двух месяцев в зависимости от уникальности специалиста.
Скажи мне, что ты хочешь
Требования к будущему работнику, предъявляемые работодателями, и портрет идеального сотрудника, который они рисуют кадровым агентствам, во многом зависят от корпоративной культуры и предлагаемой должности. По мнению Т. Ананьевой, здесь важно соблюсти пропорции: цена — качество, требования — зарплата.
Все чаще у работодателей возникает необходимость в некоей должности, которой прежде не было на предприятии, и нужен человек для нее. Тогда кадровое агентство помогает работодателю определить круг обязанностей такого сотрудника и скорректировать уровень его заработной платы, а затем начинает поиск подходящей кандидатуры.
Лариса Глинова (кадровый центр «Адамант») отмечает еще спрос на сотрудников, которые способны не только выполнять свои должностные обязанности, но и обладающих креативным мышлением.
Общее пожелание при подборе персонала — наличие опыта работы в крупных западных компаниях. Это объясняется тем, что такие компании вкладывают большие средства в обучение и развитие персонала, поэтому российские компании не прочь воспользоваться плодами их усилий.
Конечно, все работодатели прекрасно понимают, что грамотные специалисты— залог успеха любой компании, но на сегодня к услугам кадровых агентств чаще всего прибегают коммерческие структуры, поскольку у государственных предприятий нет на это денег. Хотя в последнее время к агентствам среднего класса стали обращаться и МУПы. Это говорит о том, что лозунг «Кадры решают все» вновь стал популярен среди работодателей.
Стандартные функциональные задачи специалиста по управлению персоналом:
- кадровое делопроизводство;
- подбор персонала;
- организация обучения и переподготовки сотрудников компании;
- начисление заработных плат и разработка компенсационных схем;
- оптимизация организационной структуры компании;
- формирование кадровой политики компании.
Личные качества хорошего специалиста по управлению персоналом:
✔ хороший психолог;
✔ высокая коммуникабельность;
✔ проницательность и развитая интуиция;
✔ организаторский талант;
✔ умение наладить четкую работу внутри коллектива;
✔ способность распределять обязанности и осуществлять контроль;
✔ высокая работоспособность, уверенность в себе, умение работать в команде и брать ответственность на себя, быстрая обучаемость, стрессоустойчивость и позитивное отношение к людям.
Между прочим...
8,6% от экономически активного населения страны составил, по данным Росстата, уровень безработицы в РФ в январе 2005 года.
7,9% трудоспособного населения России заняты поиском работы.
На 0,8% увеличилось по сравнению с декабрем 2004 года количество безработных и снизилось на 5,7% по отношению к январю 2004 года.
72,5 млн человек, или около 51% от общей численности населения страны, составила численность экономически активного населения к концу 2004 года.
38,4 млн человек, или 57,6% от общей численности занятого населения, в декабре 2004 года было сосредоточено в крупных и средних организациях.
1,9 млн человек в крупных и средних организациях привлекались на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера.