4 ноября 2011 г. постановлением Правительства РФ № 877 утверждены изменения, которые вносятся в ряд актов правительства в целях совершенствования отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии на розничном рынке.
Суть поправок — в возможности снижения расходов предприятий малого и среднего бизнеса. По мнению некоторых специалистов, часть мер, принятых правительством, положительно отразится и на деятельности крупных организаций.
Потребление энергии оборачивается для предприятий значительными расходами. Конечно, в большей степени от несовершенства договорных отношений с энергосбытовыми организациями и гарантирующими поставщиками страдают представители малого и среднего бизнеса. Причем не только из-за высоких тарифов на электроэнергию.
До принятия указанного постановления Правительства РФ в соответствии с правовыми нормами при недоборе или перерасходе электричества, объем потребления которого за тот или иной период закреплялся в договоре поставок, предпринимателей штрафовали, а суммы начисляли по непонятным, нигде не зафиксированным методикам. То есть предусматривалась компенсация в денежном выражении разницы между запланированной и реально израсходованной электроэнергией.
Кроме того, тарифы всегда изменялись в сторону увеличения. Как правило, для предприятий малого и среднего бизнеса они были выше. Действовал дифференцированный по числу часов использования мощности порядок расчетов. Это в совокупности с системой компенсации невыработанной энергии не позволяло адекватно планировать и прогнозировать расходы на электроэнергию.
Позиция электроэнергетических компаний, во многом монополизированных и на региональном, и на федеральном уровне, является подавляющей по отношению к потребителю. Потребитель находится в дискриминационных условиях и по законодательным возможностям, и по отстаиванию своей позиции в совершенствовании норм документов, регулирующих отношения потребителей и поставщиков электричества, и даже в двусторонних договорных отношениях. Все это создает некомфортные условия для бизнеса.
Есть еще один фактор. Пропаганда энергоэффективности и экономии и госмеры, направленные на это, влекут за собой значительные расходы на приобретение современных приборов контроля энергопотребления, то есть на установку счетчиков. Мало того, что рост тарифов и наличие штрафов сами по себе увеличивают расходы, приходится еще инвестировать средства в счетчики.
В связи с перечисленными проблемами назрели изменения в регулировании потребления и поставки электроэнергии.
Отменяется порядок расчетов, дифференцированный по числу часов использования мощности. В рассматриваемом постановлении сказано: «Свободный договор купли-продажи электрической энергии учитывается гарантирующим поставщиком при определении и применении предельных уровней нерегулируемых цен в отношении соответствующих объемов поставки электрической энергии (мощности) исключительно в случае, если учет такого договора приводит к снижению предельного уровня нерегулируемых цен для потребителей гарантирующего поставщика по отношению к соответствующему предельному уровню нерегулируемых цен без учета этого договора».
Отмена сальдированной мощности и числа часов использования мощности позволит потребителям прогнозировать стоимость потребленной электроэнергии. Поправки, регулирующие порядок ценообразования, обеспечат прозрачность ценообразования тарифов на электроэнергию и помогут проследить стоимость электроэнергии от оптового до розничного рынка. Ведь стоимость тарифов на оптовом рынке прогнозируема.
Эти изменения также будут способствовать более равномерному распределению стоимости электроэнергии среди всех категорий бизнеса.
Кроме того, согласно постановлению коммерческий оператор оптового рынка в отношении каждого гарантирующего поставщика — участника оптового рынка по соответствующей зоне деятельности определяет и публикует не позднее девяти дней по окончании расчетного периода на своем сайте для каждого рабочего дня час для расчета фактической величины мощности на розничном рынке. Иными словами, установлены новые стандарты в раскрытии информации. Это позволит государству более эффективно контролировать деятельность поставщиков.
Постановлением введена норма, отменяющая штрафы за недобор или перебор определенного договором количества энергии. Отметим, что это касается только потребителей, заключивших договор с потребителями с присоединенной мощностью энергопринимающих устройств до 750 кВА включительно. То есть для крупных предприятий возможность штрафов за отклонение фактически израсходованного от предусмотренного в договоре объема электричества сохраняется.
Сегодняшний рынок не может существовать без механизма балансирования энергопотребления с помощью уточнения и планирования показателей, использования энергоэффективных технологий, установки современных счетчиков.
Правительство решило поддержать только малый и средний бизнес.
Постановлением предусмотрено, что порядок компенсации стоимости отклонений фактического объема потребления электрической энергии от договорного объема потребления может определяться в договоре энергоснабжения только в случае, если оплата таких отклонений предусмотрена Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530.
Договорный объем потребления электрической энергии может быть скорректирован также по инициативе покупателей на территориях, включенных в неценовые зоны оптового рынка электрической энергии, и покупателей, приобретающих электрическую энергию одновременно на оптовом и розничных рынках электрической энергии.
Принятые изменения повышают прозрачность расчета гарантирующими поставщиками средневзвешенных нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) для потребителей, способствуют упрощению порядка расчетов за потребленную электроэнергию и мощность потребителями розничного рынка, устанавливают единый расчетный час в целях расчета величины потребляемой мощности на оптовом и розничных рынках электроэнергии, что приводит к снижению стоимости оплаты мощности розничными потребителями.
Различные положения вводятся в действие в разное время.
Самое раннее, когда заработают положения постановления, — 1 декабря 2011 г. Речь идет о требованиях к раскрытию информации гарантирующими поставщиками. Другие положения вступают в силу с 1 апреля 2012 г. Например, отменяется деление потребителей (для которых цена мощности включена в стоимость электроэнергии) на группы в зависимости от объема и постоянства потребления. Организации будут оплачивать электроэнергию по средневзвешенной стоимости.