Аптекари снова пишут президенту

| статьи | печать

С 1 января 2012 г. размер ставок страховых взносов для аптек, применяющих ЕНВД, уменьшится с 34 до 20%, а для предприятий на ОСН — до 30%. По мнению Российской ассоциации аптечных сетей, неравные конкурентные условия приведут к дестабилизации на рынке лекарственного обеспечения. В письме президенту участники рынка попросили зафиксировать ставку на уровне 20% для всех игроков, указав, что российские аптеки с 1 января 2011 г. находятся в крайне сложном финансовом положении. По оценкам экспертов, большинство продавцов лекарств смогли пережить увеличение страховых взносов и сейчас демонстрируют положительную динамику развития.

Президент РФ Дмитрий Медведев 3 декабря подписал федеральный закон, снижающий размеры страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Максимальный тариф для большинства плательщиков сократится с 34 до 30%, если выплаты, начисленные в пользу работника, не превышают 512 000 руб. в 2012 г. и 573 000 руб. — в 2013-м (в ПФР — 22%, ФСС России — 2,9%, ФФОМС — 5,1%).

Сети в минусе

В законе перечислены плательщики, в отношении которых применяются пониженные тарифы. В частности, аптеки, уплачивающие ЕНВД, будут платить страховые взносы по ставке 20%. «Двухлетняя работа РААС увенчалась тем, что аптечные организации включены в отдельную категорию плательщиков страховых взносов. Это наша победа, — прокомментировали законодательные изменения в Российской ассоциации аптечных сетей. — Однако правом применения ЕНВД, а следовательно, и ставкой 20% не обладают государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также крупные аптечные сети, в том числе пуб­личные».

По мнению экспертов, новые правила создают неравные конкурентные условия для организаций, идентичных по величине, выручке, численности персонала, площади и обороту, и неминуемо повлекут за собой дестабилизацию фармацевтического рынка в целом. Ассоциация отправила письмо Д. Медведеву, в котором указала, что российские аптеки с 1 января 2011 г. находятся в крайне сложном финансовом положении, и попросила зафиксировать ставку на уровне 20% для всех игроков.

В подтверждение своих слов РААС привела данные Росстата. Согласно официальной статистике, в 1-м полугодии текущего года рентабельность аптечных организаций упала с 0,1 до –2,4%. По Центральному федеральному округу (ЦФО) она сократилась с 0,7 до –1,5%. На фоне снижения общей рентабельности по ЦФО отрицательную рентабельность показывают аптеки Брянской (–5,5%), Владимирской (–4,2%), Воронежской (–0,1%), Ивановской (–2,8%), Костромской (–0,2%), Орловской (–2,1%) и Тверской (–0,9%) областей. Критическая ситуация и во многих других регионах — республиках Адыгея, Алтай, Тыва, Алтайском крае, Псковской и Ростовской областях, Еврейской автономной области. В Приволжском федеральном округе рентабельность снизилась с положительных 0,7% (2010 г.) до –1,4%. Самарская и Ульяновская области имеют рентабельность –4,9%.

«Данный закон неминуемо вызовет количественное сокращение рынка фармацевтической розницы, его контролируемой и прозрачной части, поскольку аптеки уже не в состоянии обеспечивать свою рентабельность. Рискуют быть закрытыми аптечные организации в селах и иных населенных пунктах, где нет других аптек. Неизбежен рост числа трудно контролируемых аптек, аптечных пунктов и киосков, вызывающих вопросы о происхождении и качестве реализуемых лекарственных препаратов», — предупредили аптекари главу государства. По их словам, возможность применения 20% совокупной ставки обеспечит дробление крупных фармацевтических организаций на более мелкие с целью обеспечения пониженной ставкой страховых взносов. Следствием станет разрушение имеющейся налаженной системы снабжения лекарственными средствами в РФ, что негативно отразится на дальнейшем качестве оказания лекарственной помощи населению страны.

РААС провела оценку потерь федерального бюджета в 2012 г. В 2011 г. общую систему налогообложения применяют государственные и муниципальные унитарные предприятия, публичные аптечные организации, занимающие 25% в обороте рынка. Выпадающий доход внебюджетных фондов в связи с их переводом на ставку 20% в 2012 г. составит всего 3773 млн руб. «Данная сумма незначительна для федерального бюджета страны, цена которому государственные программы и здоровье наших граждан. Единственный критерий, на котором могут основываться льготные ставки страховых взносов, — выполнение социальной функции при осуществлении розничной фармацевтической деятельности», — подчеркнули в объединении.

По данным компании «Фармэксперт», большинство аптек сумели пережить встряску, вызванную законодательными изменениями, и сейчас демонстрируют положительную динамику развития. По итогам 1-го полугодия текущего года, прирост розничного коммерческого рынка лекарственных средств составил примерно 10% в рублевом выражении, около 3% — в натуральном.

«В отрасли сохраняется относительно стабильная экономическая и административная ситуация. По итогам 1-го полугодия ведущие игроки розничного сегмента фармотрасли показывают опережающие темпы роста», — отмечается в аналитических материалах компании. По оценкам специалистов, доля топ-10 компаний выросла на 1,6%. Теперь они занимают почти 14% аптечного рынка России. Драйверами роста стали как компании национального масштаба (аптеки «36,6» и «Ригла»), так и крупные региональные организации («Доктор Столетов», «Фармаимпекс» и вновь сформировавшееся объединение А5 Group).

Помимо органического роста развитие обеспечивают диверсификационные меры. Стратегию диверсификации ассортимента продолжает вести аптечная сеть «36,6». Она заключила за прошедший период эксклюзивный договор с Grand Lens на поставку контактных линз и средств по уходу за ними и вывела на рынок инновационную продукцию американской косметической лаборатории AG Labs. Не отстает и «Ригла». Планируется, что к концу 2011 г. линейка новых брендов будет включать около 350 новых продуктов собственных торговых марок. Расширение продуктового портфеля позволит компаниям привлечь новых клиентов и повысить среднюю стоимость чека.

Активно продолжается региональное развитие. В планах «Риглы» увеличить сеть до 1000 аптек до конца 2012 г. и расширить присутствие в регионах (открыть восемь филиалов).

Аптекари объединяются с ретейлерами

Набирает силу волна создания взаимовыгодных объединений и партнерских соглашений между фармацевтическими организациями и продуктовыми ретейлерами.

«Не так давно мы начали следить за активным развитием союза аптечной сети А5 Group и национального ретейлера Х5 Retail Group. В рамках сотрудничества фармретейлер получил эксклюзивное право открывать свои аптеки на территории продуктового ретейлера на льготных условиях. Отчасти благодаря этому А5 Group в настоящее время вышла на первое место по количеству торговых точек в России», — пояснили в «Фармэксперте».

Похожий способ развития осваивает аптечная сеть «Доктор Столетов», заключившая партнерское соглашение с ретейлером «Седьмой континент». В рамках партнерства сеть магазинов предоставляет аптекам свободные или освобождаемые площади в аренду. До конца текущего года компания собирается открыть не менее 20 объектов в Москве. Партнерство с одним из ведущих российских ретейлеров, объединяющим более 150 торговых точек, обеспечивает существенный потенциал для развития аптечной сети. Вместе с тем супермаркет гарантирует бесперебойный поток покупателей, генерируя трафик.

Рассматривая бизнес-модель взаимодействия фармацевтической розницы и продуктового ретейла, эксперты обратились к западному опыту. Например, в США крупнейшая сеть супермаркетов Wal-Mart развивает собственную аптечную сеть. Российский бизнес не пошел по этому пути. Причин несколько. Во-первых, для создания собственной аптечной сети требуются значительные инвестиции, немаловажной статьей которых является наем высококвалифицированных специалистов. Во-вторых, в США часть лекарственных средств разрешена к продаже в супермаркетах, и заключение партнерского соглашения с профильной аптечной организацией привело бы к конкуренции партнеров по некоторым ассортиментным категориям и в конечном итоге вылилось бы в снижение маржи всей сделки. В-третьих, сети Wal-Mart приходилось закладывать большие сроки окупаемости своих вложений в аптечную розницу. Учитывая сказанное, можно сделать вывод, что практика партнерских соглашений в российских условиях более выгодна, пояснили аналитики «Фарм­эксперта».

Сейчас союзы двух отраслей стали нормой и позволяют динамично развиваться обеим сторонам. Так, Х5 Retail Group планирует выкупить у А5 Group 80 помещений аптек недавно приобретенной сети «Мособл­фармация» под организацию супермаркетов.

Доля десяти крупнейших российских аптечных сетей на коммерческом розничном рынке лекарственных средств

Аптечная сеть

Местонахождение

головного офиса

Количество

точек в сети

Доля сети на коммерческом

розничном рынке ЛС, %

1­е полугодие

2011 г.

2010 г.

«36,6»

Москва

983

2,61

2,21

«Ригла» (включая сети «Живика» и «О3»)

Москва

650

2,48

2,07

А5 Group (включая сети «Мособлфармация»

Москва

1226

2,02

1,55

и социальные аптеки)

«Фармакор»

С.­Петербург

402

1,52

1,61

«Имплозия»

Самара

677

1,27

1,39

Фармаимпекс

Ижевск

272

1,22

0,96

«Старый лекарь» (включая сеть «03»)

Москва

272

0,96

0,96

«Радуга»

С.­Петербург

477

0,94

0,78

«Самсон­Фарма»

Москва

19

0,82

0,74

«Доктор Столетов»

Москва

394

0,76

0,79

Источник: «Фармэксперт»