Сокращение доходов населения и потребительского спроса привели рынок одежды к стагнации. Но традиционная любовь женщин к обновлению гардероба позволяет надеяться, что в наступающем году рынок вернется к докризисным показателям роста.
Несмотря на экономические трудности, россияне продолжают тратить на одежду больше, чем жители европейских стран, — 11,5% в общем объеме потребительских расходов. За нами следуют Словакия — 7,3%, Словения — 6, Греция — 6,8 и Италия — 5,7%. Законодатели моды — французы — занимают 13-е место — 3,8%, благополучные немцы — 14-е — 3,7%. Объяснение, что Россия — северная страна и поэтому больше тратит на теплую и более дорогую одежду, неубедительно. Не менее холодные в климатическом отношении Швеция (3,2%) и Финляндия (2,6%) занимают последние строчки рейтинга. На сегодняшний день, по данным Esper Group, объем российского рынка одежды составляет 38 млрд евро.
Российский рынок наравне с китайским наиболее интересен для мировых специалистов моды. Об этом говорит тот факт, что европейский рынок качественной одежды начинает ориентироваться на российский. Например, более 70% сбыта продукции Christian Dior, в том числе одежды, приходится на Россию. И это, по мнению маркетологов компании, только начало. Другой характерный пример: московский бутик всемирно известной марки Giorgio Armani по сравнению с европейскими магазинами этой марки самый большой. Его площадь — 685,5 кв. м.
Исследование «INFOLine Retailer Russia топ-100. Итоги 2010 года и тенденции 2011 года», проведенное совместно с Retailer magazine, показало, что, несмотря на тяжелые последствия экономического кризиса, рынок одежды в 2010 г. не только не стагнировал, но и продемонстрировал рост 2,5%.
Наибольшая доля рынка принадлежит Москве — 25% всего объема продаваемой одежды, по данным газеты «Ведомости». Это обусловлено прежде всего огромной разницей в доходах жителей столицы и провинции. По официальной оценке, эта разница составляет 2,5 раза, по экспертной — 4 раза. Далее следуют Санкт-Петербург, Самара, Краснодарский край, Свердловская и Ростовская области, Башкортостан, Иркутская область, Татарстан, Красноярский край, Нижегородская область.
Удобно и недорого, а значит, популярно
По данным опроса, проведенного исследовательским центром «Ромир», 74% россиян предпочитают стиль сasual. Это удобная повседневная одежда городского стиля. Немногим более половины носят спортивную одежду. Одежду для отдыха могут позволить себе 25%, а вечерние туалеты — лишь 15% опрошенных.
Качество покупаемой вещи важно для 60% респондентов, причем вопрос цены актуален для 55% граждан. Популярность бренда имеет значение для 6% респондентов, а 43% с легкостью готовы приобрести другой бренд взамен отсутствующего.
Быстрее всех росли игроки, представляющие марки массового сегмента. Например, компания Zara увеличила продажи на 20%, H&M — на 24%.
Около 60% занимает сегмент женской одежды. В прошлом году ее было продано на сумму 22,8 млрд евро. На сегмент мужской одежды приходится 24% рынка. Продажи в 2010 г. составили 9,1 млрд евро, что на 5,5% выше, чем в 2009 г. Специалисты DISCOVERY Research Group посчитали, что в среднем каждый мужчина тратит на одежду в два раза меньше, чем женщина, и в четыре раза меньше, чем подросток, независимо от пола.
По прогнозам исполнительного директора Esper Group Екатерины Петуховой, в 2010—2011 гг. рынок мужской одежды стагнировал, ведь «фактически он в период кризиса был сформирован скидками». Продажи стимулировались искусственно, в результате чего до 2012 г. перспективы роста его емкости маловероятны.
Аналитики Esper Group отмечают, что кризис практически не затронул третью группу товаров — детскую одежду, годовой объем которой достиг 4 млрд евро. Этот сегмент растет в основном за счет увеличения стоимости покупок: средние затраты на одну детскую вещь выросли за последние годы на 50%. На одежду для ребенка родители тратят 10 000 руб. в год.
До экономического кризиса наиболее востребованными товарами по ценовому принципу была одежда из среднеценового сегмента — 55% всей продукции. В то же время продукция товаров масс-маркета занимала 30% рынка и 15% приходилось на премиум-сегмент. Сегодня количество потребителей масс-маркета увеличивается за счет сокращения числа покупателей в среднеценовом сегменте, что вызвано стремлением экономить в трудную минуту. Если в докризисные годы жители российских мегаполисов обновляли свой гардероб в среднем раз в три месяца, то сейчас ситуация кардинально изменилась. Доходы наших соотечественников перестали увеличиваться, цены на товары не только не остановились, но и продолжают расти. В связи с этим многие потребители переходят на более дешевую одежду. Если еще в 2007 г. покупатели активно интересовались изделиями сегмента премиум, 38% опрошенных респондентов в качестве товаров желаемой марки выбрали бы Versache или Prada, то экономический кризис научил россиян экономить. Эта тенденция характерна для всего мира, недаром категория премиум в последние два года сжалась на 40%.
Как бы ни хотели ретейлеры приучить население России к цивилизованным методам покупки, в 75% случаев одежда приобретается на торговых рынках. В Москве и других крупных городах страны эта цифра не столь велика благодаря большому количеству торговых центров. На рынках и в торговых центрах столицы совершается приблизительно одинаковое количество покупок — по 40%, 10% приходится на бутики. Надо сказать, что предпочтения россиян напрямую зависят от размера населенного пункта, в котором они проживают. Например, в небольших городах предпочтение отдается открытым вещевым рынкам, поскольку до ближайшего торгового центра или бутика как минимум полторы сотни километров. Но и в этом случае покупатели из мелких населенных пунктов, попадая в большой город, как правило, предпочитают крытые рынки, а не специализированные магазины и торговые центры.
Жители больших городов успели оценить комфорт, предоставляемый в первую очередь торговыми комплексами и центрами. От 11 до 20% жителей столицы и других городов-миллионников склоняются к моно- и мультибрендовым бутикам. В то же время более 45% москвичей предпочитают обновлять гардероб в торговых центрах.
Наиболее популярны у москвичей и гостей города торговые сети «Мега», «Ашан», ТЦ «Европейский» и ТК «Охотный ряд».
При выборе мест для шопинга 25% москвичей руководствуются силой привычки. Они обычно посещают один и тот же торговый центр, в котором представлен широкий спектр известных брендов. 14% совершают покупки в гипермаркетах, расположенных по дороге на работу, и лишь 11% выбирают места покупки по совету друзей или коллег.
Шансы и прогнозы
По оценкам экспертов Института экономических стратегических исследований РАН, в результате мирового кризиса у отечественных производителей появилась возможность расширить присутствие на рынке одежды. Но при условии, что соотношение цены и качества должно быть не хуже, чем у импортных вещей. Новые подходы к производству требуют от российских производителей одежды модернизации производства, замены лекал, более творческого подхода.
Что касается продвижения товаров, специалисты DISCOVERY Research Group считают, что в ближайшем будущем львиная доля продаваемой одежды будет реализовываться через магазины, имеющие мультибрендовый формат. Наибольшие шансы на популярность будут иметь торговые площадки, где представлена линейка товаров различных производителей, отличающихся друг от друга как по стилю, так и по цене.
По мнению маркетологов Esper Group, очень скоро российский рынок одежды сможет вернуться к докризисным показателям и в будущем сохранится тенденция к увеличению объема рынка. Наилучшие показатели продемонстрируют сегменты детской и женской одежды с приростом в пределах 10% в номинальном стоимостном выражении.
По данным аналитиков Discovery Research Group, порядка 96% в структуре рынка одежды приходится на импорт и только 4% — на российское производство. Массовый сегмент — азиатские, белорусские и российские производители. Сегмент премиум представлен дорогими западноевропейскими марками, среднеценовой сегмент — менее престижными марками из Западной и Восточной Европы и некоторыми российскими.
Таким образом, в связи с уменьшением доходов населения спрос на рынке одежды стал смещаться в сторону масс-рынка. Этот процесс характерен не только для России, но и для большинства стран мира. Процесс сокращения потребительского спроса привел к стагнации рынка. Но из-за традиционной любви российских женщин к обновлению гардероба высока вероятность, что в следующем году рынок вернется к докризисным показателям. Несмотря на то что сегмент женской одежды — самый крупный на рынке, активно развиваются сегменты мужской и детской одежды. Наиболее популярными будут марки низшей и средней ценовой категории.