Президент РФ подписал Федеральный закон от 21.11.2011 № 330-ФЗ с очередными изменениями по НДФЛ, НДС и налогу на прибыль. Рассмотрим наиболее значимые новации.
Существенные поправки вносятся в главу 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ. Рассмотрим подробнее те из них, которые касаются наибольшего числа физических лиц и налоговых агентов.
Пункт 3 ст. 218 НК РФ, предоставлявший право на стандартный вычет для работника в размере 400 руб., утратит силу с 1 января 2012 г. То есть такого вычета с нового года больше не будет.
В новой редакции изложен п. 4 ст. 218 НК РФ, регулирующий правила предоставления и размеры стандартного «детского» вычета. Поправки, связанные с вычетами на детей, вводятся в действие с момента опубликования закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. Отметим, что предельный размер дохода, по достижении которого предоставление «детского» вычета прекращается, не изменился — 280 000 руб.
Размеры налоговых вычетов, установленные как старой, так и новой редакцией НК РФ, для удобства мы свели в таблицу.
Сравнительная таблица вычетов
На кого предоставляют вычет |
2011 г. |
2012 г. | |
Было |
Стало | ||
На себя |
400 руб. |
400 руб. |
— |
На первого ребенка |
1000 руб. |
1000 руб. |
1400 руб. |
На второго ребенка |
1000 руб. |
1000 руб. |
1400 руб. |
На третьего и каждого последующего ребенка |
1000 руб. |
3000 руб. |
3000 руб. |
На каждого: ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет; ребенка-инвалида I или II группы в возрасте от 18 до 24 лет, если он является учащимся очной формы обучения, аспирантом, ординатором, интерном, студентом |
2000 руб. |
3000 руб. |
3000 руб. |
Что означает распространение новых размеров «детского» вычета на правоотношения, возникшие с начала этого года? Тем категориям работников, которые имеют право на подобные вычеты, нужно будет пересчитать НДФЛ с начала года.
Пересчет следует произвести после опубликования закона, поскольку именно с этой даты вступит в силу п. 4 ст. 218 НК РФ в новой редакции. Рассмотрим на примере порядок перерасчета налога на доходы физических лиц исходя из новых размеров «детского» вычета.
Пример 1
У работника трое детей. Заработная плата за месяц — 25 000 руб. Для упрощения примера предположим, что с начала года полностью отработаны все месяцы, других доходов не было.
Работнику в периоде январь — ноябрь предоставляли вычет в размере 1000 руб. на каждого ребенка. Итого в месяц 3000 руб. Таким образом, налогооблагаемый доход за месяц составлял 22 000 руб. (25 000 руб. – 3000 руб.).
В декабре вычет не предоставляется, так как доход, рассчитанный нарастающим итогом с начала года, превысил 280 000 руб. (25 000 руб. х 12 мес. = 300 000 руб.).
НДФЛ, удержанный с января по ноябрь включительно, равен 31 460 руб. (22 000 руб. х 11 мес. х 13%).
По новым правилам работник имеет право на вычет в совокупном размере 5000 руб. (1000 руб. + 1000 руб. + 3000 руб.). Налогооблагаемый доход за месяц составит не 22 000 руб., а 20 000 руб. (25 000 руб. – 5000 руб.).
Значит, НДФЛ, который нужно удержать по новым правилам с января по ноябрь включительно, — 28 600 руб. (20 000 руб. х 11 мес. х 13%).
Исходя из расчетов у работника образуется переплата по НДФЛ — 2860 руб. (31 460 руб. – 28 600 руб.). Ее можно зачесть по заявлению работника в счет уплаты налога за декабрь.
За декабрь бухгалтер должен удержать с выплат работнику налог на доходы физических лиц в сумме 390 руб. (25 000 руб. х 13% – 2860 руб.).
Подытожим.
1. Пересчитать вычеты нужно только определенным категориям сотрудников, имеющим троих и более детей.
2. Никаких заявлений о перерасчете от работников не требуется. Новые правила введены на законодательном уровне, а значит, обязательны к исполнению всеми налоговыми агентами.
3. Необходимо заявление от налогоплательщика о зачете НДФЛ в счет предстоящих платежей.
Ряд поправок внесен в ст. 217 НК РФ, посвященную выплатам, не облагаемым НДФЛ. Так, в новой редакции изложен абз. 6 п. 3 указанной нормы, согласно которому под обложение НДФЛ будет подпадать не только компенсация за неиспользованный отпуск, выплачиваемая при увольнении, но и «суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
При первом прочтении дополненной нормы становится непонятно, на кого распространяется введенное правило — на всех работников или только на руководителей и главных бухгалтеров. Попробуем разобраться.
Из буквального прочтения можно предположить, что облагаться налогом будут выходное пособие, средний месячный заработок на период трудоустройства у всех без исключения работников. Однако это не так. Из необлагаемых выплат исключены только пособия и компенсации, выплачиваемые при увольнении топ-менеджмента, а именно руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера. Причем облагаться будет не вся выплата, а только ее часть, превышающая трехкратный размер среднемесячного заработка. Если названные категории работников уволены из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — часть, превышающая шестикратный размер среднего месячного заработка. То есть для северян установили более высокий размер необлагаемого выходного пособия (компенсаций) при увольнении. Рассмотренная поправка вступит в силу с 1 января следующего года.
Корректировка коснулась абз. 2 п. 8 ст. 217 НК РФ. Не будет облагаться налогом на доходы физических лиц материальная помощь, выплачиваемая «налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств, независимо от источника выплаты». Ранее это положение устанавливало ограничение: такая матпомощь не облагалась налогом, если была выплачена в целях возмещения причиненного гражданам материального ущерба или вреда их здоровью. Данное положение также начнет действовать с нового года.
И еще. Подпункт 48 ст. 217 НК РФ до принятия закона устанавливал, что налогом на доходы физических лиц не облагаются выплачиваемые правопреемникам умершего застрахованного лица пенсионные накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета. Эта норма распространялась на суммы, которые хранились на лицевом счете в государственном Пенсионном фонде. Указанная льгота не затрагивала средства пенсионных накоплений, хранящиеся в негосударственных пенсионных фондах (письмо Минфина России от 07.05.2010 № 03-04-06/1-91). С внесением поправок правопреемники не будут терять НДФЛ с обозначенных выплат, получаемых и от негосударственных пенсионных фондов. Изменение вступит в силу с момента опубликования закона и распространится на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.
Изменения по этому налогу состоят в следующем. От обложения НДС освобождена реализация перечисленных в подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ услуг всеми организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства (театры, кинотеатры, театральные кассы и проч.). Прежде эта норма распространялась только на некоммерческие организации.
Расширен перечень работ и услуг, облагаемых по ставке 0% и выполняемых организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. При этом в подтверждение указанной ставки в конкретных случаях следует представлять не полную таможенную декларацию (ее копию), а документы (их копии), свидетельствующие об оказании услуг.
И последнее. Для подтверждения нулевой ставки при вывозе улова водных биологических ресурсов при определенных условиях в налоговый орган не нужно будет представлять копию поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой «Погрузка разрешена» пограничной таможни РФ.
Расширен перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, установленный ст. 264 НК РФ. Согласно поправкам к таким затратам будут относиться расходы по стандартизации (подп. 2.1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Таковыми признают (п. 5 ст. 264 НК РФ):
— затраты на проведение работ по разработке национальных стандартов, включенных в программу разработки национальных стандартов, утвержденную национальным органом РФ по стандартизации;
— расходы на проведение работ по разработке региональных стандартов при соблюдении определенных условий.
Для перечисленных расходов предусмотрен специальный порядок учета (п. 5.1 ст. 272 НК РФ). Они признаются в отчетном (налоговом) периоде, следующем за тем, в котором стандарты были утверждены. Не будут относиться к расходам на стандартизацию затраты на разработку национальных и региональных стандартов организациями, действующими в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика).
Отметим, что вопрос о возможности учета в расходах затрат на разработку национальных и региональных стандартов Минфин России рассмотрел в письме от 02.02.2010 № 03-03-05/14 (доведено до налогоплательщиков и подведомственных налоговых органов письмом ФНС России от 17.03.2010 № ШС-17-3/40@). Согласно позиции финансового ведомства названные расходы можно учесть при расчете налога на прибыль в прочих расходах, связанных с производством и реализацией. Но при условии, что стандарт соответствует сфере деятельности налогоплательщика-разработчика, затраты подтверждены документально, организация намерена получить экономический эффект в результате применения разработанного стандарта. Положения указанного письма были конкретизированы в разъяснении Минфина России от 28.04.2010 № 03-03-05/97. Чиновники добавили, что учет затрат возможен по подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ только при утверждении стандарта национальным органом по стандартизации. Как видим, теперь учет подобных расходов прямо предусмотрен в Налоговом кодексе.