Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 330-ФЗ (с комментарием)

| статьи | печать

Президент РФ подписал Федеральный закон от 21.11.2011 № 330-ФЗ с очередными изменениями по НДФЛ, НДС и налогу на прибыль. Рассмотрим наиболее значимые новации.

Существенные поправки вносятся в главу 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ. Рассмотрим подробнее те из них, которые касаются наибольшего числа физических лиц и налоговых агентов.

Пункт 3 ст. 218 НК РФ, предоставлявший право на стандартный вычет для работника в размере 400 руб., утратит силу с 1 января 2012 г. То есть такого вычета с нового года больше не будет.

В новой редакции изложен п. 4 ст. 218 НК РФ, регулирующий правила предоставления и размеры стандартного «детского» вычета. Поправки, связанные с вычетами на детей, вводятся в действие с момента опубликования закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. Отметим, что предельный размер дохода, по достижении которого предоставление «детского» вычета прекращается, не изменился — 280 000 руб.

Размеры налоговых вычетов, установленные как старой, так и новой редакцией НК РФ, для удобства мы свели в таблицу.

Сравнительная таблица вычетов

На кого предоставляют вычет

2011 г.

2012 г.

Было

Стало

На себя

400 руб.

400 руб.

На первого ребенка

1000 руб.

1000 руб.

1400 руб.

На второго ребенка

1000 руб.

1000 руб.

1400 руб.

На третьего и каждого последующего ребенка

1000 руб.

3000 руб.

3000 руб.

На каждого:

ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;

ребенка-инвалида I или II группы в возрасте от 18 до 24 лет, если он является учащимся очной формы обучения, аспирантом, ординатором, интерном, студентом

2000 руб.

3000 руб.

3000 руб.

Что означает распространение новых размеров «детского» вычета на правоотношения, возникшие с начала этого года? Тем категориям работников, которые имеют право на подобные вычеты, нужно будет пересчитать НДФЛ с начала года.

Пересчет следует произвести после опубликования закона, поскольку именно с этой даты вступит в силу п. 4 ст. 218 НК РФ в новой редакции. Рассмотрим на примере порядок перерасчета налога на доходы физических лиц исходя из новых размеров «детского» вычета.

Пример 1 

У работника трое детей. Заработная плата за месяц — 25 000 руб. Для упрощения примера предположим, что с начала года полностью отработаны все месяцы, других доходов не было.

Работнику в периоде январь — ноябрь предоставляли вычет в размере 1000 руб. на каждого ребенка. Итого в месяц 3000 руб. Таким образом, налогооблагаемый доход за месяц составлял 22 000 руб. (25 000 руб. – 3000 руб.).

В декабре вычет не предоставляется, так как доход, рассчитанный нарастающим итогом с начала года, превысил 280 000 руб. (25 000 руб. х 12 мес. = 300 000 руб.).

НДФЛ, удержанный с января по ноябрь включительно, равен 31 460 руб. (22 000 руб. х 11 мес. х 13%).

По новым правилам работник имеет право на вычет в совокупном размере 5000 руб. (1000 руб. + 1000 руб. + 3000 руб.). Налогооблагаемый доход за месяц составит не 22 000 руб., а 20 000 руб. (25 000 руб. – 5000 руб.).

Значит, НДФЛ, который нужно удержать по новым правилам с января по ноябрь включительно, — 28 600 руб. (20 000 руб. х 11 мес. х 13%).

Исходя из расчетов у работника образуется переплата по НДФЛ — 2860 руб. (31 460 руб. – 28 600 руб.). Ее можно зачесть по заявлению работника в счет уплаты налога за декабрь.

За декабрь бухгалтер должен удержать с выплат работнику налог на доходы физических лиц в сумме 390 руб. (25 000 руб. х 13% – 2860 руб.).

Подытожим.

1. Пересчитать вычеты нужно только определенным категориям сотрудников, имеющим троих и более детей.

2. Никаких заявлений о перерасчете от работников не требуется. Новые правила введены на законодательном уровне, а значит, обязательны к исполнению всеми налоговыми агентами.

3. Необходимо заявление от налогоплательщика о зачете НДФЛ в счет предстоящих платежей.

Ряд поправок внесен в ст. 217 НК РФ, посвященную выплатам, не облагаемым НДФЛ. Так, в новой редакции изложен абз. 6 п. 3 указанной нормы, согласно которому под обложение НДФЛ будет подпадать не только компенсация за неиспользованный отпуск, выплачиваемая при увольнении, но и «суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

При первом прочтении дополненной нормы становится непонятно, на кого распространяется введенное правило — на всех работников или только на руководителей и главных бухгалтеров. Попробуем разобраться.

Из буквального прочтения можно предположить, что облагаться налогом будут выходное пособие, средний месячный заработок на период трудоустройства у всех без исключения работников. Однако это не так. Из необлагаемых выплат исключены только пособия и компенсации, выплачиваемые при увольнении топ-менеджмента, а именно руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера. Причем облагаться будет не вся выплата, а только ее часть, превышающая трехкратный размер среднемесячного заработка. Если названные категории работников уволены из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — часть, превышающая шестикратный размер среднего месячного заработка. То есть для северян установили более высокий размер необлагаемого выходного пособия (компенсаций) при увольнении. Рассмотренная поправка вступит в силу с 1 января следующего года.

Корректировка коснулась абз. 2 п. 8 ст. 217 НК РФ. Не будет облагаться налогом на доходы физических лиц материальная помощь, выплачиваемая «налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств, независимо от источника выплаты». Ранее это положение устанавливало ограничение: такая матпомощь не облагалась налогом, если была выплачена в целях возмещения причиненного гражданам материального ущерба или вреда их здоровью. Данное положение также начнет действовать с нового года.

И еще. Подпункт 48 ст. 217 НК РФ до принятия закона устанавливал, что налогом на доходы физических лиц не облагаются выплачиваемые правопреемникам умершего застрахованного лица пенсионные накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета. Эта норма распространялась на суммы, которые хранились на лицевом счете в государственном Пенсионном фонде. Указанная льгота не затрагивала средства пенсионных накоплений, хранящиеся в негосударственных пенсионных фондах (письмо Минфина России от 07.05.2010 № 03-04-06/1-91). С внесением поправок правопреемники не будут терять НДФЛ с обозначенных выплат, получаемых и от негосударственных пенсионных фондов. Изменение вступит в силу с момента опубликования закона и распространится на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.

Изменения по этому налогу состоят в следующем. От обложения НДС освобождена реализация перечисленных в подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ услуг всеми организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства (театры, кинотеатры, театральные кассы и проч.). Прежде эта норма распространялась только на некоммерческие организации.

Расширен перечень работ и услуг, облагаемых по ставке 0% и выполняемых организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. При этом в подтверждение указанной ставки в конкретных случаях следует представлять не полную таможенную декларацию (ее копию), а документы (их копии), свидетельствующие об оказании услуг.

И последнее. Для подтверждения нулевой ставки при вывозе улова водных биологических ресурсов при определенных условиях в налоговый орган не нужно будет представлять копию поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой «Погрузка разрешена» пограничной таможни РФ.

Расширен перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, установленный ст. 264 НК РФ. Согласно поправкам к таким затратам будут относиться расходы по стандартизации (подп. 2.1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Таковыми признают (п. 5 ст. 264 НК РФ):

— затраты на проведение работ по разработке национальных стандартов, включенных в программу разработки национальных стандартов, утвержденную национальным органом РФ по стандартизации;

— расходы на проведение работ по разработке региональных стандартов при соблюдении определенных условий.

Для перечисленных расходов предусмотрен специальный порядок учета (п. 5.1 ст. 272 НК РФ). Они признаются в отчетном (налоговом) периоде, следующем за тем, в котором стандарты были утверждены. Не будут относиться к расходам на стандартизацию затраты на разработку национальных и региональных стандартов организациями, действующими в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика).

Отметим, что вопрос о возможности учета в расходах затрат на разработку национальных и региональных стандартов Минфин России рассмотрел в письме от 02.02.2010 № 03-03-05/14 (доведено до налогоплательщиков и подведомственных налоговых органов письмом ФНС России от 17.03.2010 № ШС-17-3/40@). Согласно позиции финансового ведомства названные расходы можно учесть при расчете налога на прибыль в прочих расходах, связанных с производством и реализацией. Но при условии, что стандарт соответствует сфере деятельности налогоплательщика-разработчика, затраты подтверждены документально, организация намерена получить экономический эффект в результате применения разработанного стандарта. Положения указанного письма были конкретизированы в разъяснении Минфина России от 28.04.2010 № 03-03-05/97. Чиновники добавили, что учет затрат возможен по подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ только при утверждении стандарта национальным органом по стандартизации. Как видим, теперь учет подобных расходов прямо предусмотрен в Налоговом кодексе.