В каких случаях гражданин, который купил или заказал товар, является потребителем, а в каких — нет, можно узнать из Письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11.03.2005 № 0100/1745-05-32 «О направлении информационного материала по защите прав потребителей».
Потребителю, то есть гражданину, который заказывает или приобретает товары (работы, услуги) для личных (бытовых) нужд, российское законодательство предоставляет особую защиту (Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон). Например, потребитель может обменять проданный ему товар надлежащего качества (ст. 25 Закона) и даже вернуть его продавцу (п. 4 ст. 26.1 Закона).
Поэтому как для граждан, так и для коммерсантов, которые продают им товары, выполняют работы или оказывают услуги по возмездным договорам, очень важно знать о том, кого можно считать потребителем. Является ли, например, потребителем командированный работник, проживающий в гостинице? Руководство Роспотребнадзора отвечает на этот вопрос положительно, так как работник пользуется услугой личного характера.
!Потребителем считается не только гражданин, который непосредственно приобрел товар или заказал работу (услугу), но и гражданин, пользующийся ими. Например, при покупке билета в театр потребителем является не только тот гражданин, который купил билет, но и тот, который является зрителем.
Иногда пользоваться услугой может только лицо, заключившее договор с продавцом. Например, воспользоваться услугой по договору перевозки железнодорожным транспортом в поездах дальнего следования может только человек, фамилия которого указана в билете.
Кто не является потребителем
В Письме приводятся примеры и таких отношений, на которые действие законодательства о защите прав потребителей не распространяется.
Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1 не регулирует отношения, вытекающие из безвозмездных гражданско-правовых договоров. Так, не является потребителем гражданин, который сдал свои вещи на безвозмездное хранение в гардероб организации. Эти отношения регулируются ст. 924 Гражданского кодекса РФ.
Не регулируются законодательством о защите прав потребителей и гражданско-правовые отношения граждан с организациями (общественными объединениями, ЖСК, товариществами и т. д.), если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях.
Исключение составляет предоставление такими организациями гражданам платных услуг. Например, если уставом ЖСК предусмотрена обязанность кооператива оказывать гражданам платные коммунальные услуги, то на эти отношения распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.
Какой закон применять?
Зачастую договоры между потребителем и организацией регулируются как положениями Закона, так и ГК РФ. Например, договоры банковского вклада и страхования.
К отношениям, вытекающим из договора банковского вклада с участием гражданина, должны применяться общие правила Закона: о праве граждан на информацию, о возмещении морального вреда, об альтернативной подсудности и освобождении от госпошлины. А юридические последствия нарушений условий таких договоров определяются главой 44 ГК РФ и банковским законодательством.
Аналогичным образом решается вопрос и с регулированием договора страхования с участием гражданина. К нему Закон РФ от 07.02.92 №2300-1 применяется в части общих правил, а последствия нарушения его условий определяются главой 48 ГК РФ и законодательством о страховании.