В рамках единой информационной политики ООО «Межрегион газ» осуществляет перевод автоматизированной информационной системы (АИС) «Регионгаз» на технологическую платформу «1С:Предприятие 8.0». До конца текущего года планируется ввести в эксплуатацию более 8000 рабочих мест в 55 дочерних компаниях. А это более 2000 баз данных и около 80 одновременно работающих пользователей в каждой из них.
ООО «Межрегионгаз» — специализированное торговое предприятие со 100%-ным уставным капиталом ОАО «Газпром». Его основная задача — обеспечить надежные поставки газа потребителям и соответственно высокие сборы средств за него. Но перед компанией были поставлены и другие задачи. Среди них — повышение эффективности обслуживания всех групп потребителей, отделение естественно-монопольных сфер деятельности от услуг по продаже, совершенствование средств учета и ускорение развития свободного сектора рынка газа.
Значительную роль в решении этих задач играют единое информационное пространство и единая методология работы, техническая политика, управляемость и прозрачность работы региональных газовых компаний (РГК). Сегодня на основе типового проекта построены локальные вычислительные сети всех дочерних компаний. Единая телекоммуникационная сеть имеет выход на телекоммуникационную сеть ОАО «Газпром» и на сеть общего пользования. Развернута и активно эксплуатируется единая почтово-информационная система.
Одна из составных частей единого информационного пространства ООО «Межрегионгаз» — АИС «Регионгаз». Она предназначена для автоматизации бизнес-процессов РГК и обмена данными с информационной системой управляющей компании холдинга.
Разработкой, внедрением и сопровождением АИС «Регионгаз» занимается компания ООО «Аудит — новые технологии», которая фактически является методологическим центром. Она осуществляет поддержку учета и реализацию его методик в информационных технологиях, а также аудит РГК. С помощью этой компании работа всего холдинга ведется по единым правилами достигается прозрачность учета «дочек» перед управляющей организацией.
Проект АИС «Регионгаз» начался в 2001 году. На технологической платформе«1С:Предприятие 7.7» было разработано решение для автоматизации бухгалтерского учета и выполнен пилотный проект в ООО «Ростоврегионгаз».
Для исполнения проекта создана индустриальная технология сопровождения РГК. Консультирование пользователей комплекса в регионах проводится с использованием телефонной связи, электронной почты, средств мгновенного обмена сообщениями через Интернет.
На начало 2005 года АИС «Регионгаз» установлена и используется в 53 региональных компаниях, в которых с ее помощью автоматизировано до 80% бизнес-процессов.
Вопрос о переводе комплекса на новую платформу возник в 2003 году. К тому времени в дочерних компаниях были накоплены огромные массивы информации. Также в 2003 году решением Правительства РФ в регионы были переданы функции расчетов с населением за газ, в связи с чем в несколько раз выросла штатная численность дочерних компаний и увеличился объем выполняемых работ.
С выходом технологической платформы «1С:Пред-приятие 8.0» сотрудники ООО «Аудит — новые технологии» разработали новую версию типового программного комплекса и провели его пилотное внедрение в ООО «Ростоврегионгаз», которое подтвердило существенные преимущества нового комплекса по сравнению с предыдущим. Основные среди них— высокие производительность и масштабируемость, развитые средства администрирования и возможность одновременной работы большого числа пользователей. Соглашение о сотрудничестве, подписанное ООО «Межрегионгаз» и фирмой «1С», позволило использовать оптимальную схему лицензирования и технологическую поддержку структурных подразделений ООО «Межрегионгаз». В 2005 году начались централизованные поставки лицензий «1С:Предприя-тие 8.0» в РГК, которые осуществляет партнер фирмы «1С» — ООО «Южная софтверная компания».Она же проводит информационно-технологическое сопровождение пользователей АИС «Регионгаз 8».
Сегодня в 23 региональные компании уже произведены поставки лицензий. На базе учебного центра ООО «Южная софтверная компания» ООО «Аудит — новые технологии» проводит семинары-тренинги для специалистов информационно-технологических служб РГК по проекту АИС «Регионгаз».
Развитие программного комплекса осуществляется с учетом изменения законодательства, требований ООО «Межрегионгаз» и ОАО«Газпром», РГК и планов развития группы разработки АИС «Регионгаз».
Внедряя единые стандарты финансового управления и унифицируя бизнес-процессы, ОАО «Межрегионгаз» рассматривает «1С:Предприятие 8.0» как основу для автоматизации задач бюджетного управления, управления долгосрочными вложениями, бизнес-процессами, для интеграции с автоматизированными системами телеметрии и телемеханики, а также для построения комплексных интегрированных и вертикальных решений для газосбытовых организаций.
Но для реализации этих масштабных планов необходимы индустриальные модели внедрения ИТ-решений во всех дочерних структурах— в жестко заданные сроки по единой методологии и с поддержкой единых форматов обмена и т. д.
Со своей стороны, фирма«1С» и ее партнеры предлагают рынку, в том числе и крупным предприятиям, ряд готовых решений, учитывающих специфику различных отраслей. При выполнении ИТ-проектов широко используются стандарты проектного управления ТСКП и менеджмента качества в соответствии с ISO 9001:2000, на основе которых работают партнеры фирмы «1С». Кроме того, программа «1С:Консалтинг» помогает сотрудникам партнерской сети освоить передовые методы управления, вести диалог с руководителями крупных компаний и максимально синхронизировать цели проектов со стратегией развития холдингов.
Результативность такого подхода фирмы «1С» к работе с корпоративными структурами и изменение отношения корпоративного рынка к решениям на платформе «1С:Предприя-тие» подтверждает масштабный проект автоматизации газосбытовых компаний ООО «Межрегионгаз».
Преимущества типовых решений:
- единая методология учета;
- единая учетная политика;
- прозрачность бизнес-процессов;
- оптимизация затрат на разработку и сопровождение;
- гарантированный уровень качества оказываемых услуг;
- отсутствие зависимости от разработчика;
- развитие системы на основе требований головной компании холдинга;
- возможность консолидации данных на уровне управляющей компании;
- развитие системы на основе опыта регионов