Доступ иностранных инвесторов к российским активам, имеющим стратегическое значение для нашей страны, был ужесточен несколько лет назад, хотя именно они представляют для инвесторов наибольший интерес. С 18 декабря вступили в силу поправки в Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»1, которые призваны упростить и ускорить процедуру совершения сделок, в которых одной из сторон выступают иностранные инвесторы или созданные на территории РФ организации, подконтрольные иностранным инвесторам.
Долгое время бытовало мнение, что РФ непривлекательна для иностранных инвестиций, поэтому российские власти, особенно в последние годы, предпринимали активные меры для стимулирования притока иностранных инвестиций в страну. Несмотря на, казалось бы, очевидную низкую инвестиционную привлекательность, в России есть активы, вызывающие интерес у зарубежных инвесторов. Такие активы относятся, в частности, к сферам минерально-сырьевого комплекса, металлургии, энергетики. Среди собственников успешных отечественных промышленных компаний в настоящее время немало нерезидентов РФ.
Процедура установления контроля над некоторыми российскими компаниями нерезидентами была ужесточена в 2008 г., когда появился Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее — Закон об иностранных инвестициях). Он регулирует отношения, связанные с осуществлением иностранными инвесторами инвестиций в форме приобретения долей в уставном капитале стратегических компаний, а также с совершением иных сделок, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов над стратегическими компаниями.
Какие компании считаются стратегическими
В целом это предприятия в сфере ОПК, космоса, связи, а также компании, осуществляющие геологическое изучение недр и (или) разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения (к участкам недр федерального значения относят крупные месторождения нефти, газа, золота, меди, все месторождения урана, алмазов, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, металлов платиновой группы)2.
Первое послабление, которое было сделано для иностранных инвесторов, касается именно перечня видов деятельности, имеющих стратегическое значение. Так, согласно новой редакции Закона об иностранных инвестициях из перечня видов деятельности, имеющих стратегическое значение, исключены:
- деятельность по эксплуатации радиационных источников, осуществляемая компаниями в гражданском секторе экономики, для которых деятельность по размещению, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов не является основной;
- подлежащая лицензированию в соответствии с законодательством РФ деятельность по распространению и техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, а также оказание услуг в области шифрования информации, если эти виды деятельности ведутся банками, в уставном капитале которых отсутствует доля (вклад) РФ.
Второе послабление связано с перечнем сделок, влекущих за собой установление контроля иностранного инвестора или группы лиц над стратегической компанией, которые должны проходить согласование в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти (таковым является ФАС России)3. Подобные сделки совершаются при наличии решения об их предварительном согласовании, оформляемого ФАС России и имеющего определенный срок действия (ст. 4 Закона об иностранных инвестициях). Например, документ, подтверждающий наличие решения о предварительном согласовании сделок по размещению ценных бумаг стратегической компании, с 2008 г. необходимо представлять в ФСФР России на этапе регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
Теперь согласно поправкам в Закон об иностранных инвестициях из сферы его регулирования выведены:
- сделки, в которых участвуют международные финансовые организации, созданные в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, или международные финансовые организации, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры4;
- сделки в отношении стратегических компаний между организациями, находящимися под контролем РФ или граждан РФ, признаваемых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоговыми резидентами РФ (за исключением граждан РФ, имеющих двойное гражданство).
Корпоративное право
Наиболее важный шаг на пути привлечения иностранных инвесторов — установление предельного размера доли в уставном капитале. Превышение этого предела означает, что установлен контроль над стратегической компанией. Но прежде чем рассматривать данную поправку, необходимо сказать, что Закон об иностранных инвестициях разделяет стратегические компании на те, которые осуществляют пользование участком недр федерального значения, и все остальные. Для каждой из двух групп определены критерии контроля. Повышение долевого порога в уставном капитале касается только стратегических компаний, осуществляющих пользование участком недр федерального значения.
До внесения изменений иностранный инвестор именовался контролирующим лицом, если мог прямо или косвенно распоряжаться десятью и более процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал стратегической компании, после внесения изменений — 25 и более процентами. Аналогичные изменения затронули порядок формирования органов управления стратегической компанией. Ранее иностранный инвестор считался контролирующим лицом, если имел право назначать единоличный исполнительный орган и (или) десять и более процентов состава коллегиального исполнительного органа или имел безусловную возможность избирать десять и более процентов состава совета директоров или иного коллегиального органа управления. Теперь он считается таковым, если имеет право назначать 25 и более процентов состава коллегиального исполнительного органа или безусловную возможность избирать 25 и более процентов состава совета директоров или иного коллегиального органа управления. Другими словами, с 18 декабря 2011 г. не требуется предварительно согласовывать с ФАС России сделки, если в результате таких сделок доля иностранного инвестора в общем количестве голосующих акций (долей) стратегической компании, осуществляющей разработку участка недр федерального значения, составила менее 25% или если иностранный инвестор назначил менее 25% состава коллегиального органа управления этой компании.
И еще один важный момент: не подлежат согласованию сделки по приобретению иностранным инвестором акций (долей) в уставном капитале стратегической компании, осуществляющей пользование участком недр федерального значения, если в результате совершения таких сделок доля участия этого иностранного инвестора в уставном капитале компании не увеличивается. Иначе говоря, если данный инвестор уже получал одобрение на совершение сделки, приводящей к установлению контроля над стратегической компанией, то при приобретении дополнительных акций (долей) пропорционально своей доле в уставном капитале повторно проводить данную процедуру не нужно.
Наконец, последнее новшество. Иностранный инвестор в случае установления контроля над стратегической компанией теперь может препятствовать принятию решений органами управления компании, даже когда такие решения принимаются единогласно, а не только квалифицированным большинством голосов.
1 Федеральный закон от 16.11.2011 № 322-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона „Об иностранных инвестициях в Российской Федерации“ и Федеральный закон „О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства“».
2 Закон от 21.02.92 №2 395-1 «О недрах» (в редакции от 30.11.2011).
3 Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331.
4 Перечень таких международных финансовых организаций Правительством РФ пока не утвержден.