Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам своим Приказом от 20.05.2005 № 05-16/пз-н утвердил Порядок проведения проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам (далее— Порядок).
Этим же Приказом отменен ранее действовавший Порядок проведения проверок эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных лицензируемых Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг организаций, утвержденный Постановлением ФКЦБ России от 24.09.2003 № 03-40/пс.
Новый Порядок устанавливает процедуру подготовки и проведения проверок эмитентов (то есть организаций, отвечающих по обязательствам, закрепленным ценными бумагами), профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний паевых инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов и иных лицензируемых ФСФР организаций.
Согласно этому Порядку работниками ФСФР могут проводиться выездные и камеральные проверки.
Подготовка выездной проверки
Выездная проверка проводится по приказу руководителя ФСФР или ее регионального отделения.
О проведении плановой выездной проверки проверяемая организация уведомляется по телефону, факсу или электронной почте не позднее чем за 5 дней до ее начала. К письменному уведомлению может быть приложен список документов, которые она обязана представить инспекторам в указанный в уведомлении срок.
Внеплановая проверка проводится без предупреждения.
По общему правилу выездная проверка не может длиться более 60 дней. Однако с учетом сложности проверки, количества и объема проверяемой информации ее срок может быть продлен еще на 60 дней руководителем ФСФР или ее регионального отделения.
Инспекторы изучают деятельность проверяемой организации только за тот период, который не исследовался при проведении предыдущих выездных проверок, но не более чем за 3года. Однако это правило не распространяется на проверки эмитентов.
Права и обязанности проверяющих
Инспекторы, которым поручена выездная проверка, прибыв на территорию организации, предъявляют ее уполномоченному лицу организации (то есть сотруднику, ответственному за взаимодействие с проверяющими) служебные удостоверения и вручают ему заверенную копию приказа о проведении проверки.
Руководитель группы инспекторов должен ознакомить ее уполномоченное лицо с его правами и обязанностями при проведении проверки, обеспечить сохранность и возврат полученных оригиналов документов, а также охрану секретных сведений, связанных с деятельностью организации, ставших известными инспекторам (банковской, налоговой, коммерческой и иной тайны).
В то же время проверяющие обладают весьма обширными правами. Они могут требовать и получать все необходимые им документы (справки, письменные объяснения и др.) и их заверенные копии, доступ к автоматизированным системам, устные разъяснения по существу проверяемых вопросов.
Права и обязанности проверяемой организации
При проведении выездной проверки руководитель проверяемой организации и уполномоченное лицо вправе знакомиться со своими правами и обязанностями, обжаловать действия инспекторов руководителю Федеральной службы или ее регионального отделения, знакомиться с актом выездной проверки и прилагать к нему необходимые справки и свои письменные возражения.
Список обязанностей уполномоченного лица гораздо обширнее:
- организация по требованию руководителя группы инспекторов встречи с руководителем, главным бухгалтером, начальниками основных подразделений и иными работниками организации;
- предоставление инспекторам (если это возможно) отдельного изолированного помещения;
- представление по письменному требованию инспектора в установленный им срок необходимых документов, в том числе документов бухгалтерского учета и отчетности, а также справок и письменных объяснений, копий документов;
- дача устных разъяснений по возникающим у инспекторов вопросам и оказание им иного содействия.
При этом уполномоченное лицо и другие работники организации не вправе изымать и досматривать технику и документы, находящиеся в пользовании инспекторов, и даже требовать от них каких-либо устных или письменных обязательств и объяснений.
В противном случае руководитель группы инспекторов обязан составить акт по факту противодействия проверке или протокол об административном правонарушении.
Результаты выездной проверки
По результатам выездной проверки не позднее рабочих 10 дней после ее завершения инспекторами составляется акт.
Он должен содержать изложение не только выявленных нарушений законодательства, но и тех недостатков в деятельности организации, которые, хотя и не нарушают никаких нормативных правовых актов, но, по мнению проверяющих, отрицательно влияют на ее финансовое состояние или создают предпосылки для правонарушений и дополнительные риски.
Акт выездной проверки направляется организации.
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте выездной проверки, руководитель организации вправе приложить к нему письменные возражения.
Камеральные проверки
Камеральная проверка назначается при получении сведений о возможных нарушениях организацией законодательства и в других случаях, необходимых для исполнения Федеральной службой своих полномочий, то есть фактически по усмотрению руководства ФСФР.
Срок ее проведения не может превышать 5 месяцев. Но назначивший проверку руководитель вправе продлить ее на 1 месяц.
Если же камеральная проверка должна определить достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных для регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, или отчета об итогах выпуска, ее срок не может превышать 30 дней.
При проведении камеральной проверки чиновники ФСФР вправе истребовать у организации необходимые объяснения, сведения и документы.
По ее результатам инспектор составляет и подписывает акт, который утверждается руководителем структурного подразделения ФСФР и представляется руководителю, назначившему проверку, для принятия решения.
Акт камеральной проверки включает перечисление выявленных правонарушений и недостатков в деятельности организации.
Решение по итогам проверки
ФСФР по результатам рассмотрения акта выездной или камеральной проверки, в результате которой были установлены нарушения закона, принимает решение в отношении организации.
Решение может быть вынесено, к примеру, в форме предписания об устранении выявленных нарушений, которое организация обязана исполнить в указанный в предписании срок, представив в ФСФР отчет о его исполнении.
Кроме того, организация может быть привлечена к ответственности, если проверяющие выявят признаки административного правонарушения.
Если же выездная или камеральная проверка никаких нарушений законодательства не выявила, решение Федеральной службой не принимается.