Какую дорогу необходимо ремонтировать, легче всего решить прямо на месте, поэтому совершенно обоснованно транспортный налог согласно п. 1ст. 14 НК РФ отнесен к налогам региональным.
Статьей 356 Налогового кодекса закреплено, что субъекты РФ определяют ставку налога в пределах, установленных главой 28 НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также форму отчетности по налогу. Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (ст. 360НК РФ).
Однако дороги надо ремонтировать летом. Вот и решили во многих регионах транспортный налог собирать загодя, не дожидаясь окончания налогового периода. Досрочная форма сбора налога была названа авансовым платежом.
В результате получилась следующая картина. Если московский автолюбитель платит транспортный налог до 20 января года, следующего за истекшим, то, к примеру, владелец автомобиля из соседней Рязанской области должен заплатить весь налог в виде авансового платежа до 1 августа года текущего. Если последний опоздает с авансовым платежом, то налоговая инспекция ему начислит еще и пени за каждый день просрочки начиная с 1 августа.
?Вот и возникает вопрос: насколько справедливо платить пени в такой ситуации?
Ответ на него дал Минфин РФ. В своем Письме от13.05.2005 № 03-06-04-04/23он начал издалека, а точнее, с главы 8 НК РФ. Именно в ней сказано, что каждый налог имеет обязательные элементы: налоговую базу, налоговый период (может состоять из отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи), срок уплаты налога, порядок исчисления налога.
Затем финансисты вспомнили о Постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации». В пункте 20 этого документа сказано, что при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные ст. 75 НК РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии сост. 53 и 54 НК РФ.
Только подготовив законодательную основу, Минфин РФ обратился непосредственно к главе 28 «Транспортный налог» НКРФ. В ней, как всем совершенно очевидно, не предусмотрено ни отчетных периодов, ни порядка исчисления и сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, ни сроков представления расчетов по авансовым платежам по налогу.
Налоговым кодексом субъектам РФ не предоставлено право определять отчетные периоды и сроки уплаты транспортного налога по итогу отчетных периодов. Право устанавливать порядок исчисления налога (авансового платежа по налогу) является прерогативой РФ, в связи с чем в форме налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденной Приказом МНС РФ от 29.12.2003 № БГ-3-21/724, отсутствует порядок расчета авансовых платежей по налогу, а также порядок расчета сумм транспортного налога с учетом ранее уплаченных авансовых платежей по налогу.
!По мнению Минфина РФ, в настоящее время отсутствуют законные основания, связанные с возможностью взыскания с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу.
Так что и рязанскому, и многим другим автовладельцам из других регионов, в которых установлены авансовые платежи по транспортному налогу, достаточно уплатить его до конца текущего года. Пени за просрочку при этом платить не придется.
Минфин РФ прекрасно осознает, что автовладельцы, поняв свою выгоду, начнут безнаказанно платить транспортный налог в декабре, невзирая на сроки авансовых платежей, указанные в законах субъектов РФ.
В связи с этим в Письме Минфина РФ отмечено, что в целях законодательного урегулирования данной проблемы Госдумой РФ рассматривается вопрос об установлении для налогоплательщиков-организаций отчетных периодов по транспортному налогу, порядка исчисления и сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, а также сроков представления расчетов по авансовым платежам по налогу. Указанные законопроекты поддержаны Правительством РФ, и предполагается, что с 1 января 2006 года они вступят в силу.
Что же касается физических лиц, то для них планируется оставить все без изменений.