Примерно треть руководителей розничных организаций собирается увеличить объемы продаж в I квартале 2012 г. Таковы результаты исследования конъюнктуры в розничной торговле, проведенного Росстатом. По прогнозу аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, крупнейшие ретейлеры, из которых сегодня только единицы имеют собственные интернет-магазины, в ближайшие годы будут активнее развивать онлайн-торговлю. По подсчетам аналитиков, продажи через Всемирную паутину будут увеличиваться на 30—40% в год.
По данным Росстата, оборот розничной торговли в январе — ноябре 2011 г. увеличился на 6,9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составил 1,693 трлн руб. В ноябре прирост оборота замедлился до 8,6% в годовом выражении с 9% в октябре.
Что касается структуры рынка, в ноябре оборот розничной торговли на 88,2% формировался организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка. Доля розничных рынков и ярмарок составила 11,8%. Годом ранее эти показатели равнялись 87,1 и 12,9% соответственно. При этом розничные торговые сети формировали в среднем по РФ 17,7% общего объема оборота розничной торговли против 17,2% годом ранее.
Как показал опрос статистического ведомства, более половины руководителей розничных компаний в РФ считают, что в I квартале 2012 г. экономическая ситуация в сфере ретейла не изменится. При этом примерно треть опрошенных организаций собирается в январе — марте наступившего года увеличить оборот розничной торговли, четверть — объем продаж в натуральном выражении, заказы на поставку и ассортимент продаваемых товаров. «Одновременно каждый четвертый предприниматель ожидает увеличения прибыли, чуть меньше половины — дальнейшего роста цен на товары, при этом 6% из них планируют повысить уровень торговой наценки», — отмечается в докладе Росстата.
По данным официальной статистики, в IV квартале 2011 г. средний уровень торговой наценки, как и годом ранее, составил 27%.
В качестве основных факторов, ограничивавших деятельность розничных компаний в последнем квартале прошлого года, респонденты назвали высокий уровень налогов (63% общего числа опрошенных предпринимателей), высокую конкуренцию со стороны других организаций розничной торговли (62%), недостаточный платежеспособный спрос населения (51%), недостаток финансовых средств (36%), высокую арендную плату (28%).
Доверие россиян к Интернету растет
По прогнозу старшего менеджера аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (PwC) Вардана Гаспаряна (озвучен на пресс-брифинге 30 ноября), крупнейшие ретейлеры, из которых сегодня только единицы имеют собственные интернет-магазины, в ближайшие годы будут активнее развивать онлайн-торговлю.
Российские покупатели в последние годы все больше следуют общемировым трендам. Согласно проведенному в 2011 г. PwC исследованию, почти 92% респондентов хотя бы раз совершали покупки через Интернет. При этом почти 70% из них совершают онлайн-покупки как минимум раз в один — три месяца. В связи с этим развитие интернет-торговли становится для традиционных ретейлеров необходимым дополнением к традиционным каналам.
В целом традиционные сети пока плохо представлены в секторе интернет-торговли. Ситуация в России коренным образом отличается от мировой практики, что скорее всего объясняется тем, что российский организованный ретейл довольно молод. Основные мировые лидеры уже давно торгуют через Интернет и входят в рейтинги крупнейших компаний по обороту онлайн-торговли, считает представитель PwC.
Из проведенного компанией исследования следует, что все большее распространение в интернет-торговле получают мультиканальные продажи: шопинг онлайн и офлайн сливаются для потребителей в единый процесс. Покупатель может выбрать товар в магазине (онлайн или непосредственно в самом магазине), проверить его цену и качество, после чего совершить покупку, забрав товар самовывозом или организовав доставку на дом.
Как заявил в ходе форума Online Retail Russia 2011 президент ОАО «Компания „М.видео“» Александр Тынкован, к 2015 г. понятия онлайн и традиционного ретейла смешаются.
«Действительно, к 2015 г. вся российская розница станет гибридной, — согласился генеральный директор INFOLine Иван Федяков. — Именно такой формат ретейла даст потребителю оптимальный компромисс сочетания достоинств работы розничных сетей и удобства поиска и сопоставления товаров в Интернете. Буквально в течение ближайших двух лет все ретейлеры, входящие в рейтинг INFOLine Retailer Russia TOP-100, обязательно обзаведутся онлайн-витриной. Через Интернет потребитель не обязательно будет совершать покупку, но так ему существенно легче будет найти товар с учетом важных для него характеристик».
Без традиционных магазинов не обойтись
Специалисты уверены: в ближайшем будущем онлайн-торговля будет не вытеснять, а дополнять современный сетевой ретейл, а наличие удобной онлайн-витрины начнет благотворно влиять на рост объема продаж сегодняшних крупнейших сетей. Менталитет отечественного покупателя таков, что ему важно товар потрогать, попробовать и лишь после этого приобрести. В электронном виде удобно для посетителей устроены поиск нужного товара, сравнение продуктов разных производителей, учет отзывов других потребителей, поясняли в INFOLine.
Эксперты прогнозируют и встречный процесс — сегодняшние онлайн-ретейлеры уже обзаводятся качественными материальными активами, создают современные логистические комплексы, открывают аутпосты, которые, как, например, в случае «Enter Связной» по сути представляют собой шоу-румы.
В целом, если ранее специалисты рынка обсуждали, когда интернет-торговля вытеснит современную сетевую розницу, сопоставляя эти «два лагеря», то сегодня эксперты приходят к выводу, что вместо предполагавшейся борьбы рынок ожидает новый, более совершенный гибридный формат, сочетающий в себе преимущества реальной и онлайн-торговли.
По словам В. Гаспаряна, потенциал мультиканальных продаж огромен: «Это один из самых больших вызовов для ретейлеров. Но на российском рынке находятся те, кто уже начинает себя так позиционировать. Примеры есть — магазины show-room. Покупатель не совершает в них покупку, он резервирует товар и потом доставкой получает его. Также аналогом является торговля по каталогам».
Представитель PwC отметил, что переход ретейлеров на мультиканальные продажи важен для того, чтобы не потерять своего потребителя: «Одной из ошибок может стать то, что ретейлер будет предполагать, что в онлайн-канале продаж потребитель будет покупать больше. Но это не совсем так: на самом деле они будут просто покупать по-другому, будут переходить из магазина на сайт, имея возможность сравнивать ассортимент».
По мнению В. Гаспаряна, развитию онлайн-продаж мешает слабое развитие логистических сетей у ретейлеров, особенно в регионах. Структура логистики в регионах такова, что все еще преобладает доставка железнодорожным транспортом. Это означает, что потребитель раньше чем через семь дней, не получит свой товар. «Конечно, для определенных онлайн-ретейлеров это не так, но они вынуждены сами заботиться о методах доставки. И ретейлеры, которые будут инвестировать в развитие собственной логистики в ближайшие годы, через несколько лет окажутся в лидерах», — спрогнозировал В. Гаспарян.
По данным PwC, российский рынок онлайн-торговли активно развивается, набирая обороты с каждым годом. В 2010 г. объем российского рынка интернет-ретейла достиг 240 млрд руб. и в ближайшие пять лет вырастет еще как минимум в 2,5 раза. В 2011 г., по прогнозам, рынок увеличится на 30—40% и по темпам роста намного опередит традиционный ретейл, который возрастет только на 5—7%.
Несмотря на столь впечатляющий рост, пока онлайн-сегмент занимает в общем обороте розничной торговли России всего 1,6%. Это немного по сравнению с рядом других европейских стран, например Великобританией, где онлайн-торговля составляет 10% общего оборота розницы, Германией (8%) или США (6,5%). В то же время в некоторых европейских странах интернет-торговля развита не так сильно и ее доля в обороте сопоставима с российскими показателями (например, в Италии — 1,2%, Испании — 1,3%).
Все больше СТМ
В ближайшей перспективе объемы продаж товаров под собственными торговыми марками (СТМ) ретейлеров на российском рынке возрастут на 50—70%. К такому выводу пришли в Федеральном закупочном союзе ЗАО «Система „Т3С“». По мнению экспертов союза, столь высокие темпы роста связаны с нестабильной экономической ситуацией, заставляющей покупателей экономить на брендах, а ретейлеров работать с товарами СТМ для получения дополнительной маржи. Кроме того, восходящему тренду способствует открытие новых производственных мощностей.
Конкуренция между розничными сетями в аспекте ценовой политики становится более напряженной. Все больше игроков на рынке обращает внимание на работу с товарами под собственными торговыми марками. По оценкам специалистов, отсутствие маркетинговых бюджетов и готовая система дистрибуции снижают себестоимость товаров на 25—30%.
Динамика оборота розничной торговли в январе — декабре 2010 г. и январе — ноябре 2011 г., млрд руб.
Январь 2010 г. |
1193,6 |
Февраль 2010 г. |
1163,9 |
Март 2010 г. |
1268,2 |
Апрель 2010 г. |
1280,3 |
Май 2010 г. |
1317,6 |
Июнь 2010 г. |
1336,6 |
Июль 2010 г. |
1380,8 |
Август 2010 г. |
1414,6 |
Сентябрь 2010 г. |
1408,4 |
Октябрь 2010 г. |
1462,6 |
Ноябрь 2010 г. |
1470,9 |
Декабрь 2010 г. |
1771,1 |
Январь 2011 г. |
1362,1 |
Февраль 2011 г. |
1356,0 |
Март 2011 г. |
1464,7 |
Апрель 2011 г. |
1490,6 |
Май 2011 г. |
1532,4 |
Июнь 2011 г. |
1552,8 |
Июль 2011 г. |
1594,2 |
Август 2011 г. |
1648,2 |
Сентябрь 2011 г. |
1641,2 |
Октябрь 2011 г. |
1697,4 |
Ноябрь 2011 г. |
1692,9 |
Источник: Росстат