ФНС России ожидает, что налоговые поступления в консолидированный бюджет в 2011 г. составят 9 трлн 800 млрд руб., что на 27% больше, чем в 2010 г. (7,7 трлн руб.). Рост поступлений, по мнению руководителя Федеральной налоговой службы Михаила Мишустина, достигнут не только за счет роста нефтяных цен, но и в значительной степени за счет улучшения качества налогового администрирования, в частности администрирования таких налогов, как НДС и налог на прибыль.
Подводя предварительные итоги 2011 г. на заседании пресс-клуба ФНС России, М. Мишустин отметил, что без учета нефтегазовых доходов и дополнительной прибыли от экспорта углеводородов и продуктов их переработки, полученных нефтегазовыми компаниями, темп роста налоговых поступлений в российский бюджет в 2011 г. составил 122%. Возросли поступления основных налогов: налога на прибыль организаций — на 29%, НДС — на 32%. Поступления в федеральный бюджет за 2011 г., по оценке ФНС России, увеличатся на 39% и достигнут 4,5 трлн руб. (в 2010 г. — 3,2 трлн руб.). Объемы доходов, предусмотренные законами субъектов РФ о региональных бюджетах на 2011 г., в целом по России будут исполнены на 103%.
В 2011 г. продолжилась тенденция снижения задолженности, объем которой на 1 декабря 2011 г. составил 1 трлн 156 млрд руб. и с начала года снизился на 9% (1276 млрд руб.).
Налоговые инстанции существенно снизили количество выездных проверок: если раньше проверялся каждый десятый налогоплательщик, то теперь только один из ста. Эффективность проведенных выездных налоговых проверок организаций при этом возросла. Всего в 2011 г. было проведено около 53 000 выездных проверок, доначисления по результатам которых, по предварительным данным, составят 410 млрд руб. Кроме того, на треть сократились суммы доначислений, отмененные по решениям судебных и вышестоящих органов. Свой успех в ведении судебных споров налоговики связывают с работой подразделения досудебного аудита, с помощью которого многие налоговые споры решаются без обращения в суд.
Как отметил М. Мишустин, более тщательный и взвешенный подход к налоговым проверкам и процедурам рассмотрения споров привел к уменьшению количества жалоб налогоплательщиков — на 15%. На 33% уменьшились оспариваемые налогоплательщиками суммы заявленных требований по жалобам.