Несмотря на то что в России Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» действует с 2001 года и в 2002-м нас вычеркнули из «черного» списка FATF, проблемы как были, так и остаются. На III Международной научнопрактической конференции «Современные мировые тенденции развития системы противодействия отмыванию преступных доходов и российское законодательство» финансисты и чиновники обсуждали вопросы реализации на практике «антиотмывочных» требований. С чем же сталкиваются банкиры и их клиенты сейчас и что ждет их в будущем?
Все банки в мире следят за своими клиентами и чистотой их операций. Если действия банков не соответствуют законодательным требованиям, они могут быть подвергнуты различным санкциям. Например, в России можно и лицензии лишиться.
По российскому законодательству кредитным организациям отведено основное место в механизме противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Вы открыли счет на сравнительно крупную сумму или сняли наличные? В течение следующего рабочего дня информацию об этом получит уполномоченный орган. Насколько совершенная вами операция подозрительна, банку разбираться просто некогда, а подстраховаться не мешает.
Сегодня правовой механизм проверки клиентов ограничивается перечислением обязанностей кредитных организаций по осуществлению предусмотренных Законом мер «антилегализационного» контроля.
Тем не менее законодательство постоянно совершенствуется. Напомним, что лишь в 2004 году в «антиотмывочное» законодательство было внесено множество изменений. В частности, отмыванием денег стали считаться финансовые преступления независимо от суммы ущерба.
Существенно расширился список организаций и лиц, которые обязаны информировать Росфинмониторинг о сделках, возможно связанных с отмыванием денег и финансированием терроризма. Число организаций-фигурантов расширилось за счет риэлтеров, адвокатов, бухгалтеров, организаций, проводящих электронные лотереи…
Добавлена также норма об обязательной идентификации выгодоприобретателей. Кроме того, кредитным организациям было дано право отказывать в открытии счета или проведении операции клиента, при обязательном информировании об этом Росфинмониторинга.
Включены были и новые критерии обязательного контроля: контроль сделок с недвижимостью, получения выигрышей от электронных лотерей, беспроцентных займов.
Для своевременного и надлежащего выполнения всех требований, по словам исполнительного вице-президента АРБ Андрея Емелина, банкам приходится осуществлять сбор информации о клиентах (выгодоприобретателях) практически постоянно.
Однако сами банкиры обращают внимание на те проблемы, которые не позволяют увеличивать эффективность противолегализационной системы в целом.
Например, что считать «подозрительной операцией»? Поскольку единого понимания нет, многие кредитные организации из-за боязни неадекватной оценки своей внутренней системы контроля увеличивают «процент»отправленных «подозрительных операций» в ущерб качеству сообщений.
Решение этой проблемы видится в разработке стандартизированного подхода к выявлению «подозрительных операций», а также за счет внедрения дополнительной градации кодов «подозрительности». Необходимо выделить отдельно коды операций, указывающие на«подозрение» в отмывании денег, и отдельно коды для операций, по которым сложно сделать однозначный вывод об их причастности к обязательному контролю.
Банкиры ставят вопрос и о необходимости увеличения сроков предоставления информации по обязательной отчетности с 1 до 3—4 рабочих дней. Это позволит более качественно подходить к анализу операций и формированию отчетности, исключая из нее «мусорные» сообщения. Каким может быть качество работы Росфинмониторинга, если в него ежедневно поступает свыше 10 000 сообщений!
Кроме того, срок представления отчетности по обязательному контролю «не позже следующего рабочего дня» тормозит процесс предоставления банковских услуг в режиме продленного рабочего дня, а также в выходные и праздничные дни.
Пока в российском законодательстве не закреплены обязательства клиентов по предоставлению кредитным организациям информации, необходимой для идентификации клиентов и выгодоприобретателей или копий договоров по подконтрольным сделкам. Здесь требуется, по мнению банков, решение на законодательном уровне.
Банки настаивают также на сокращении объема идентификационной информации по клиенту, предоставляемой в составе отчетности, и снятии с них несвойственных им функций государственных миграционных служб.
Однако надежды на подобные сокращения весьма призрачны. Ведь Россия намерена в ближайшее время ратифицировать Конвенцию ООН, направленную на борьбу с легализацией коррупционных доходов. Да и новые «оценки» нам FATF будет выставлять по итогам 2005 года. В связи с этим глава Росфинмониторинга Виктор Зубков предложил в законодательном порядке установить режим постоянного наблюдения за банковскими счетами определенных лиц (политиков, крупных чиновников, а также членов их семей).
Так что скорее банкам можно рассчитывать на законодательное закрепление мер, повышающих эффективность их контроля. Среди них и норма по приостановке банковских операций в связи с подозрением в отмывании денег. Вот где потребуется искусство мотивированного суждения.
Учтите, клиенты! Пока банковские массы будут овладевать этим искусством, они будут массово сливать информацию.
680 информаций о порядка 10 тысяч сомнительных операций на сумму 110 миллиардов рублей направила Федеральная служба по финансовому мониторингу в правоохранительные органы за пять месяцев текущего года.
12—14 тыс. информаций в сутки получает Росфинмониторинг в этом году (5—6 тыс. — в 2004 г.).финансовых расследований было проведено в прошлом году.
3260 финансовых расследований было проведено в прошлом году.
6 приговоров было вынесено по крупным нарушениям закона в 2004 году.
По данным Росфинмониторинга