Приказ Минэкономразвития России от 30.09.2011 № 529 «Об утверждении форм заявлений о государственном кадастре недвижимого имущества» вступил в силу 11 января 2012 г. Теперь для постановки земельного участка или здания на государственный кадастровый учет или снятия с такого учета нужно заполнять заявление по новой форме. Что изменилось?
Причиной отказа в кадастровом учете может стать несоответствие документов установленным требованиям, в том числе по форме (п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», далее — Закон № 221-ФЗ).
Старая форма заявления содержала перечень документов, которые к нему прилагались (документ об уплате госпошлины, межевой план, декларация об объекте недвижимости и т.д.). В новой форме такого перечня нет. Теперь заявитель будет подавать, а также вписывать в заявление реквизиты только тех документов, которые необходимо представить для какой-либо кадастровой процедуры.
Также новую форму заявления дополнили п. 3.3, в который вносятся сведения о представителе заявителя (ФИО, паспортные данные, сведения, подтверждающие полномочия, СНИЛС при наличии). Эти сведения теперь будут содержаться в государственном кадастре недвижимости, что позволит при необходимости установить инициатора тех или иных процедур.
Прежде с этим возникали трудности. Отсутствие сведений о представителе заявителя в заявлении означало их отсутствие и в кадастре (данные посредника фигурировали лишь в документах, находившихся в папке с кадастровым делом в архиве). Новшества позволят исключить ситуацию, когда отдельный документ или дело утеряны и привлечь к ответственности за нарушения, допущенные представителем, при отсутствии данных о нем невозможно.
В комментируемом приказе (в отличие от приказа, которым была утверждена прежняя форма) нет оговорки по поводу возможности представления в орган кадастрового учета заявления в форме электронного документа. Это не значит, что подать «электронное» заявление нельзя. В приложении 1 к приказу есть разъяснение о заполнении формы заявления, согласно которому использование компьютерной техники допускается как самим заявителем, так и специалистом органа кадастрового учета.
Подача документов на бумажных носителях или в электронном виде имеет особенности. Остановимся на них.
Кто может быть заявителем
В соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона № 221-ФЗ заявителями при постановке объекта на кадастровый учет могут быть собственники объекта недвижимости или любые иные лица. Под иными лицами подразумеваются все, кто осуществляет какие-либо действия по приобретению прав на землю или собирается их осуществить (письмо Минэкономразвития России от 21.10.2011 № Д-23-4423). То есть закон не устанавливает конкретный перечень лиц, которые могут быть заявителями в вопросах кадастрового учета.
Как подать заявление
Существует три способа подачи заявления: лично заявителем (либо через представителя, который сам является с документами в орган кадастрового учета), по почте, в электронном виде с использованием сетей связи общего пользования (ст. 21 Закона № 221-ФЗ).
Нужно помнить о требованиях к удостоверению заявления. Его подписывает заявитель или его представитель. Этого достаточно, если указанные лица идут в орган кадастрового учета лично. Если же заявление с приложениями отправляется по почте, то подлинность подписи должна быть удостоверена нотариусом (п. 2 ст. 21 Закона № 221-ФЗ).
С этими способами все понятно. Остановимся отдельно на отправке заявления и документов с использованием электронных сетей. Их можно отправить через единый портал государственных и муниципальных услуг (или официальный сайт этого органа www.rosreestr.ru), либо электронной почтой, либо с использованием веб-сервисов (приказ Минэкономразвития России от 28.12.2009 № 555, далее — приказ № 555). Под категорию сети связи общего пользования исходя из ст. 13 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» подпадает как Интернет, так и любая сеть, доступ к которой может иметь любое лицо (в отличие от выделенных или закрытых сетей связи, которыми пользуются, например, военные).
Заявление в электронном виде надо заверить электронной цифровой подписью заявителя (ЭЦП) (ч. 2 ст. 21 Закона
№ 221-ФЗ). ЭЦП должна быть сертифицирована, а средства ее использования совместимы с системой, применяемой органом кадастрового учета. Возможности по использованию электронной почты или веб-сервисов для подачи заявлений и документов на сегодняшний день не реализованы. На это есть как технические, так и юридические причины: ни Закон № 221-ФЗ, ни приказ № 555 не содержит регламентации на этот счет. Поэтому заявку следует формировать на сайте Росреестра или портале госуслуг.
Нет ЭЦП, иди на почту!
Как отмечалось выше, заявление в электронном виде подписывается ЭЦП заявителя, то есть любого лица, которое признается заявителем. Фактически неопределенным кругом лиц (ч. 2 ст. 20 Закона № 221-ФЗ). Правда, на официальном сайте Росреестра сказано, что подать заявление о проведении кадастрового учета в электронном виде может только кадастровый инженер. Заинтересованное лицо может обратиться к действующему кадастровому инженеру или получить статус кадастрового инженера для этих целей. Что же препятствует подаче документов в электронном виде, например, владельцу земельного участка?
Все дело в необходимых документах (ст. 22 Закона № 221-ФЗ). Прежде всего речь идет о межевом плане.
При использовании сервиса сайта Росреестра для заполнения и отправки электронной формы документа надо соблюдать требования приказа № 555. То есть заявление и все прилагающиеся к нему документы нужно отправлять вместе с файлами ЭЦП. В пункте 4 приказа № 555 определено, что межевой план должен быть подписан электронной подписью изготовившего его кадастрового инженера. Он же подписывает своей ЭЦП и акт согласования местоположения границ земельного участка. ЭЦП кадастрового инженера и ЭЦП, выдаваемая гражданину, действующему в своих интересах или являющемуся сотрудником какого-либо предприятия, не одно и то же. Например, в п. 16 раздела 2 приложения 2 к приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» содержится понятие электронной цифровой подписи кадастрового инженера. Получить ее можно только при наличии соответствующего аттестата, поскольку при обращении в удостоверяющий центр необходимо подтвердить полномочия. Об этом говорится и в приказе Росреестра от 14.01.2011 № П/1 «О требованиях к совместимости, сертификату ключа подписи, обеспечению возможности подтверждения подлинности электронной цифровой подписи при оказании федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственных услуг в электронном виде». А гражданин, желающий получить ЭЦП для электронного взаимодействия с Росреестром, подтверждает свои полномочия только предъявлением паспорта.
Таким образом, подать заявление о постановке земельного участка на кадастровый учет в электронном виде может исключительно кадастровый инженер. Ведь только он способен удостоверить своей ЭЦП прилагаемые к заявлению документы (межевой план, акт согласования границ).