В прошлом году в рейтинге экономической свободы Wall Street наша страна заняла 143-е место из 183 государств, с горечью отмечали участники ежегодного Гайдаровского форума «Россия и мир». Несколько лучше выглядит Россия в другом международном рейтинге — Doing Business, в котором нам присвоили 124-ю позицию среди 183 возможных. Понимая постыдность ситуации, Минэкономразвития декларировало фантастическую задачу войти в состав первых 30 стран по уровню бизнес-климата к 2020 г. Предприниматели полагают, что для этого как минимум нужно провести революционные изменения в налоговой системе.
«Набрав лишь 50,5 балла в рейтинге Wall Street, Россия попадает в группу „в основном несвободных“ в экономическом плане стран», — заявил президент правления ММВБ-РТС Рубен Аганбегян, открывая пленарную дискуссию «Предпринимательский климат» в рамках форума. По ряду важных показателей экономической свободы наша страна получила крайне низкие оценки: финансовая свобода — 40, инвестиционная — 25, коррупционная — 22.
«Сейчас Россия считается очень привлекательным рынком, но из-за плохого инвестиционного климата этот потенциал не используется, в результате происходит утечка капитала — финансового и человеческого, — заметил директор Департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития России Сергей Беляков. — Так, в 2011 г. общий объем иностранных инвестиций в российскую экономику составил 65 млрд долл. (прирост 46%), из них прямых инвестиций — 51,9 млрд (минус 20%), тогда как отток капитала из страны увеличился на 150% — до 84,2 млрд долл.». Чтобы развернуть поток инвестиций обратно в страну в течение ближайших десяти лет, по мнению чиновника, России необходимо в рейтингах бизнес-климата подняться в тридцатку стран-лидеров.
Взгляд бизнеса на состояние делового климата в России, особенно налоговой системы, существенно отличается от оценок Минфина России, подчеркнул председатель «Деловой России» Борис Титов.
Главное финансовое ведомство, сравнивая налоговую нагрузку на российских предпринимателей с другими странами, обычно приводит в качестве аргумента долю налогов в бюджете. На самом деле при анализе нужно сравнивать долю налогов в расходах компаний.
«Считается, что у нас низкие налоги, но реально их совокупность выше, чем в США, и даже выше, чем в Норвегии, — отметил лидер делороссов. — Эта проблема тем острее, что перед страной стоит задача технологического рывка, а структура налогообложения никак не способствует развитию новых производств, она не свойственна странам с развивающейся экономикой. Поэтому мы предлагаем экономически революционный налоговый маневр, главная суть которого в переносе основного бремени налогообложения с процесса производства на процесс потребления».
Основные налоги на производственные предприятия должны выглядеть следующим образом: НДС — 15%, налог на прибыль — 15%, социальные выплаты (ЕСН) — 15%. Выпадающие доходы бюджета покроет повышение НДПИ, налога на роскошь и налога на недвижимость.
Саму идею снижения налогов на производственные предприятия поддержал в конце прошлого года на съезде «Деловой России» премьер Владимир Путин. Более того, он дал поручение Минфину России разработать соответствующие предложения. Глава финансового ведомства Антон Силуанов, принявший участие в работе форума, заметил, что «определенные наработки наших рабочих групп уже есть». Минфин России считает, что правильнее «повышать НДС и косвенные налоги, ни в коем случае не социальные платежи и налог на прибыль».
Позицию министра можно понять, ведь НДС является одним из основных бюджетообразующих налогов. Но именно НДС так больно бьет по производственным предприятиям несырьевых отраслей экономики. Так что налоговая революция по-прежнему под вопросом.