Компания «Росгосстрах», которой и так принадлежит около 36% рынка ОСАГО, успела подготовиться к введению новых правил техосмотра лучше конкурентов. С 1 января 2012 г. у каждого клиента компании есть возможность получить талон техосмотра одновременно с оформлением полиса ОСАГО.
«Россгосстрах» заключил договоры с операторами техосмотра, по которым получает бланки талонов и частично их заполняет по согласию клиента. После этого оператор проверяет состояние машины и заканчивает техосмотр.
Конкуренты «Росгосстраха» считают, что «Росгосстрах» вступил в сговор с операторами техосмотра и буквально торгует талонами ТО. По данным «Ведомостей», СК «Цюрих» уже написала письмо в Российский союз автостраховщиков (РСА), в котором утверждает, что филиал «Росгосстраха» в Нижегородской области вместе с полисом ОСАГО выдал талон ТО (за подписью и печатью сотрудников ЗАО «Техосмотр») на Mitsubishi Pajero без фактического осмотра машины.
В «Росгосстрахе» ситуацию в целом прокомментировал гендиректор и основной владелец Данил Хачатуров, объяснивший все заботой о клиентах: «Это удобно нам — мы не теряем клиентов, это удобно автовладельцам, которые экономят время, — за них заполняют документы, это удобно и пунктам техосмотра — „Росгосстрах“ обеспечивает им поток клиентов... Закон „Росгосстрах“ не нарушает».
Конкуренты считают ЗАО «Техосмотр» дочерним предприятием «Росгосстраха», в «Росгосстрахе» говорят, что «Техосмотр» — самостоятельное юрлицо, отношения с которым экономические.
По правилам РСА, достаточно двух обоснованных жалоб на страховщика в год для отзыва лицензии. В случае с «Росгосстрахом», впрочем, такой отзыв принесет больше вреда, чем пользы: по полисам ОСАГО в «Росгосстрахе» застраховано порядка 12 млн автовладельцев.
Остальные страховые компании решают проблемы с привязкой талона ТО к страховому полису по-разному. Одни выписывают полисы задним числом (от 30 декабря 2011 г., когда новые правила еще не вступили в силу), другие приостанавливают продажу, третьи закрывают глаза на отсутствие талонов ТО у владельцев. Во всех этих наблюдаемых действиях страховщиков прослеживается, однако, один тренд: они направлены на то, чтобы завлечь клиентов, что вселяет оптимизм. Регуляторам остается только не допустить монополизации отрасли, но разжигать конкурентную борьбу.
Топ-10 страховщиков ОСАГО по выплатам в 2010 г.
Место в 2010 г. |
Место в 2009 г. |
Название СК |
Выплаты, тыс. руб. |
Изменение за год, % |
Доля выплат, % |
1 |
1 |
«Росгосстрах» |
42 153 776 |
19,8 |
40,0 |
2 |
2 |
«Ингосстрах» |
28 432 752 |
–7,6 |
12,1 |
3 |
3 |
«Согаз» |
22 234 773 |
14,7 |
2,1 |
4 |
4 |
«РесоГарантия» |
19 373 517 |
4,4 |
24,1 |
5 |
8 |
РОСНО |
17 385 305 |
64,6 |
10,1 |
6 |
5 |
ВСК |
12 947 974 |
14,5 |
12,8 |
7 |
6 |
«Альфа Страхование» |
10 482 336 |
–4,1 |
12,9 |
8 |
7 |
«УралСиб» |
7 319 039 |
–17,2 |
22,6 |
9 |
121 |
МСК |
7 319 586 |
4169,3 |
23,8 |
10 |
11 |
ЖАСО |
7 092 802 |
5,5 |
5,0 |