Являются ли компенсации, выплачиваемые депутатам, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, объектом обложения ЕСН?
Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
В соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации депутаты в связи с исполнением своих депутатских полномочий имеют право на возмещение расходов, связанных с депутатской деятельностью, в порядке, установленном нормативным актом представительного органа муниципального образования.
Так, например, согласно п. 8 ст. 26 Устава муниципального образования "Город Анжеро-Судженск" депутатам Анжеро-Судженского городского Совета народных депутатов, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, ежемесячно возмещаются расходы, связанные с осуществлением полномочий депутата, в размере и порядке, определяемых нормативным правовым актом Анжеро-Судженского городского Совета народных депутатов и с учетом времени участия в работе комитетов, комиссий, сессий городского Совета, но не более трех минимальных размеров оплаты труда, установленных в соответствии с федеральным законом.
Депутатская деятельность относится к трудовой деятельности физического лица. В этой связи служебные обязанности, выполняемые депутатом в процессе его депутатской деятельности, являются его трудовыми обязанностями.
Понятие компенсаций, связанных с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей, а также случаи их предоставления, определены Трудовым кодексом РФ.
В соответствии со ст. 164 ТК РФ компенсацией признаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подп. 2 п. 1 ст. 235 НК РФ), а также по авторским договорам.
Законодательными актами субъектов Российской Федерации предусматриваются выплаты депутатам ежемесячного денежного вознаграждения, денежные поощрения и иные выплаты в качестве социальной гарантии их деятельности.
Глава 24 НК РФ не содержит специальных положений, регулирующих порядок налогообложения таких выплат.
Поскольку депутатская деятельность признается трудовой деятельностью, выплаты, начисленные депутатам за выполнение трудовых обязанностей, подлежат обложению единым социальным налогом в соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ.
При этом суммы возмещения расходов депутатов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, не облагаются единым социальным налогом на основании положений абзаца 10 подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ как компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическими лицами своих трудовых обязанностей.
Позиция Минфина России по данному вопросу изложена в письме от 03.07.2008 N 03-04-07-01/112.
(Из информационного сообщения ФНС России на сайте www.nalog.ru)