Сотрудники ФНС вправе требовать от коммерсантов при налоговой проверке лишь те документы, что предусмотрены законом, гласит Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.06.2005 № А13-14162/04-14.
Поводом для вынесения этого Постановления стал спор по поводу документов, запрошенных у фирмы при проведении рядовой налоговой проверки.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку декларации по налогу на прибыль, поданной акционерным обществом за 2003 год. В ходе этой проверки инспекция направила требование, которым налогоплательщику было предписано представить для подтверждения правильности исчисления налога пять документов:
✔ расчет доли налоговой базы;
✔ пояснения причин снижения выручки от реализации товаров по уточненной декларации за 2003 год по сравнению с первоначальной декларацией;
✔ расшифровку сумм расходов, не учитываемых в целях налогообложения;
✔ расшифровку сумм убытков текущего налогового периода по объектам обслуживающих производств и хозяйств по уточненной декларации;
✔ расшифровку дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде по уточненной декларации.
Из данного перечня общество передало налоговикам только расчет доли налоговой базы по налогу на прибыль за 2003 год, да и то с нарушением пятидневного срока, установленного п. 1 ст. 93 Налогового кодекса РФ.
Инспекция решила привлечь налогоплательщика к ответственности за несвоевременное представление указанных документов на основании п. 1 ст. 126 Налогового кодекса. На общество был наложен штраф на сумму 250 рублей (по 50 рублей за каждый документ).
Общество отказалось платить этот штраф в добровольном порядке, и работники инспекции обратились с заявлением в арбитражный суд.
ФАС дал отпор налоговикам
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных инспекцией требований. При этом он исходил из того, что п. 1 ст. 126 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок только тех документов и сведений, которые предусмотрены НК РФ и иными актами налогового законодательства.
Апелляционная инстанция согласилась с этим выводом.
Тогда налоговики подали кассационную жалобу, в которой просили отменить акты судов первой и апелляционной инстанций. Тем не менее убедить судей ФАС Северо-Западного округа в своей правоте они не смогли.
Суд согласился с тем, что в силу ст. 93 НК РФ должностное лицо ФНС, проводящее налоговую проверку, может запросить у налогоплательщика необходимые для проверки документы. Тот, в свою очередь, обязан направить или передать их в пятидневный срок. Отказ от представления документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность по ст. 126 НК РФ.
Вместе с тем согласно п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы, служащие основаниями либо подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
!Из приведенных норм судьи ФАС сделали вывод, что налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика только те документы и сведения, которые соответствуют одному из двух критериев: служат основаниями для исчисления и уплаты налогов либо подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Причем и в том, и в другом случае обязанность представления названных документов и сведений должна быть предусмотрена НК РФ или иными законодательными актами.
Что же касается документов, затребованных налоговой инспекцией, то, во-первых, никакой закон не обязывает налогоплательщика их составлять, а во-вторых, они носят всего лишь поясняющий характер.
Кроме того, налоговый орган не смог доказать, что истребованные у общества расшифровки необходимы для подтверждения положений налоговой декларации.
Из этого кассационная инстанция заключила, что у инспекции ФНС отсутствовали основания для привлечения общества к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126НК РФ, и оставила в силе принятые по делу судебные акты.
Какие документы представить в ИФНС?
Принятое ФАС Постановление можно использовать как средство для борьбы с незаконными требованиями налоговиков. Благодаря ему у юристов и руководителей фирм появились критерии, которые позволяют оценить законность требований налоговиков о представлении документов:
✔ представление того или иного документа должно быть предусмотрено в законе;
✔ запрошенные документы должны служить основаниями для исчисления и уплаты налогов либо подтверждать правильность их исчисления и уплаты.
Причем если дело дойдет до арбитражного суда, то доказывать, что запрошенные документы отвечают этим условиям, придется представителям ФНС.
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.
Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
Документы представляются в виде заверенных должным образом копий (п. 1 ст. 93 НК РФ).
Статья 126 НК РФ
1.Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
2.Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.