После отключения электричества в Москве и некоторых близлежащих регионах 25 мая 2005 года перед многими торговыми организациями встал вопрос: что делать? Многие из них просто закрылись и в этот день не торговали. Однако некоторые магазины, торгующие, к примеру, скоропортящимися товарами, позволить себе этого не могли. Вот перед ними и встал вопрос по поводу применения ККТ, которая без электричества работать тоже не могла.
В некоторых организациях вспомнили, что Минфин РФ в свое время утвердил форму бланков строгой отчетности, которые должны применяться как раз в таких случаях, и стали их выдавать. Именно для них и появилось на днях в информационных базах Письмо ФНС РФ от 19.04.2005 № 22-3-11/611@.
В нем налоговики сообщили, что действительно, до вступления в силу Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт» организации и индивидуальные предприниматели в случае отключения электроэнергии, зарегистрированного в энергоснабжающей организации, вправе были использовать квитанцию формы по ОКУД № 0700003, утвержденную Письмом Минфина РФ от 12.03.99 № 16-00-24-32, на основании п. 6 Перечня, утвержденного Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 30.07.93 № 745.
Однако в настоящее время п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ определены виды деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели могут не применять ККТ.
Возможность неприменения ККТ и выдачи квитанций в случае отключения электроэнергии данным пунктом Федерального закона не предусмотрена.
!Таким образом, сделали вывод в ФНС РФ, в настоящее время организации и индивидуальные предприниматели при продаже товаров не вправе применять квитанции по форме по ОКУД № 0700003 вместо ККМ.
Дополнительно налоговики сообщили, что за неприменение ККМ ст. 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа. Напомним, что по этой статье за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения в установленных законом случаях ККМ предусмотрен штраф:
✔ на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 3000 до 4000руб.;
✔ на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб.
Таким образом, торговавшие в день отключения электричества без применения ККМ и применяющие бланки строгой отчетности организации оказались нарушителями Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.
Что же им теперь делать?
Ответ очень прост: ничего. Просто ждать 25 июля 2005 года. Именно с этого дня административная ответственность за неприменение ККМ во время майского отключения света уже не наступит. Ведь согласно п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу о таком административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения.
У тех организаций и индивидуальных предпринимателей, которым вынесут постановление о наложении на них штрафа в пределах двух месяцев, шанс избежать ответственности тоже есть.
Дело в том, что согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновно действие (бездействие) физического или юридического лица. А какие виновные действия (бездействие) совершаются в магазине в момент отключения электричества? Впрочем, согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ вину должен доказывать налоговый орган. Однако зачастую налоговый орган сделать это не может. Так, например, по этой причине ФАС Волго-Вятского округа освободил предпринимателя от уплаты штрафа за неприменение ККМ из-за отключения электроэнергии (Постановление от 29.04.2004 № А82-8303/2003-16). Точно так же в аналогичной ситуации поступил ФАС Дальневосточного округа, приняв Постановление от 05.05.2004 № Ф03-А04/04-2/776.
Впрочем, решения в пользу предпринимателей суды принимают далеко не всегда. Так, например, рассматривая дело о неприменении ККТ из-за отключения электроэнергии, суд установил, что продавец поставила в известность директора об отключении света в магазине. Директором каких-либо дальнейших распоряжений относительно продолжения работы магазина сделано не было. Объявление о том, что магазин по техническим причинам временно не работает, отсутствовало.
Суд решил, что у директора имелась возможность для соблюдения Закона о ККТ, однако им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению. В этой ситуации магазин был оштрафован на 30 000 руб. (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.03.2004 № А52/3237/03/2).
Однако и в другом случае, когда вина должностных лиц в неприменении ККТ также была доказана, они ответственности избежали. Представитель магазина обратился к суду с просьбой о применении к магазину положений ст. 2.9 КоАП РФ. В ней речь идет о том, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Продажа без применения ККМ банки консервов за 10 руб. 40 коп. как раз под эту статью и подпала (Постановление ФАС Уральского округа от 27.07.2004 № Ф09-2961/04-АК).
Организациям и предпринимателям, которые будут отстаивать свое право не платить штраф, хочется порекомендовать, чтобы они напомнили судьям о правовой позиции КС РФ, сформулированной в определениях от 09.04.2003 № 116-О и от 05.11.2003 № 349-О, которая состоит в том, что установленная законодателем в ст. 14.5 КоАП РФ административная ответственность не препятствует судам избирать меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и других смягчающих или отягчающих обстоятельств.
Кроме того, нелишним будет напомнить и о положениях Европейской конвенции от 20.03.52 о разумном балансе публичного и частного интересов.
И еще. Согласно ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт и выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты кассовые чеки. Это означает, что если товар отпущен, а деньги в кассу за него не поступили, то время применять ККТ еще не пришло. Чек необходимо выдавать лишь в момент получения денег. Так, например, ФАС Северо-Западного округа рассматривал дело, в котором магазин отдавал товар покупателям в долг, о чем делались записи в тетради учета. Налоговая инспекция попыталась оштрафовать организацию за неприменение ККТ. Однако суд посчитал, что применять ККТ в этом случае и не требовалось (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.11.2004 № А44-4008/04-С9-А).
!Таким образом, долговые расписки за отпущенный товар во время отключения электричества, имеющиеся в организации, и пробитые чеки ККМ уже после его включения являются, по нашему мнению, довольно серьезным аргументом в пользу того, что ст. 14.5 КоАП РФ писана не для них.