Минувший год выдался урожайным в нормотворческом плане. Многие законы ожидают кардинальные изменения, остающиеся предметом горячих споров специалистов. Мы подготовили краткий обзор новаций корпоративного законодательства, как вступивших в силу, так и находящихся в стадии согласования.
1. Поправки в Гражданский кодекс РФ могут изменить основания признания сделок недействительными. Если в наступившем году проект от 14 сентября 2011 г. вступит в силу, государство будет возмещать ущерб, нанесенный собственности гражданина даже правомерными действиями властей. Владелец ценных бумаг получит право требовать признания недействительным ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления, нарушающего его права владения и т.д.
2. В апреле 2011 г. на сайте Федеральной службы по финансовым рынкам был опубликован проект приказа от утверждении положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг. Одна из наиболее значительных поправок касается изменения порядка опубликования в Интернете обязательной к раскрытию информации. На данный момент документ находится на согласовании в Минюсте.
3. Принятие антимонопольного пакета снизило административную нагрузку на малый и средний бизнес, там самым упростив его работу, а также усилило ответственность чиновников и уточнило требования к действиям органов власти.
4. Поправки в главу XI.I Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) расширили понятие аффилированных лиц, заменив его на «связанные с лицом лица». Изменения нацелены на повышение прозрачности процедуры выкупа акций; особое внимание уделено защите прав владельцев ценных бумаг.
5. В минувшем году был принят долгожданный закон о трансфертном ценообразовании (Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения»). Ключевым в документе стало определение «взаимозависимых лиц для целей налогообложения».
6. ВАС РФ упростил процедуру подачи исковых заявлений. Теперь иски можно подать через Интернет; на обработку запроса отведено всего два дня. Система работает для любого арбитражного суда России, но не отменяет традиционную форму подачи документов — на бумажном носителе.
7. В ноябре 2011 г. в третьем чтении Госдума приняла дискуссионный закон о центральном депозитарии (Федеральный закон от 07.12.2011 № 414-ФЗ), который прошел первое чтение еще в 2007 г. Закон вступил в силу 1 января 2012 г. Центральному депозитарию отведен год на то, чтобы открыть счета номинального держателя в реестрах.
8. Совет Федерации внес поправки в Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», позволяющие преобразовывать ФГУПы и МУПы в общества с ограниченной ответственностью. Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в АО осуществляется в тех случаях, когда размер уставного капитала общества, создаваемого в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала ОАО или превышает его.
Акционерные новации
В 2011 г. акционерные компании столкнулись с рядом изменений и разъяснений законодательства, на которые следует обратить особое внимание, подводя итоги года.
Во-первых, утвержден порядок раскрытия информации ФГУПами. Приказ Минэкономразвития России от 11.05.2011 № 208 «Об утверждении порядка раскрытия информации открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности, и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями».
Информация раскрывается в целях обеспечения доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели ее получения, путем:
- размещения информации ОАО или унитарным предприятием на своем официальном сайте;
- направления органу государственной власти (местного самоуправления), осуществляющему функции в области приватизации, для размещения им на официальном сайте в срок не позднее 30 рабочих дней с даты получения указанной информации.
Открытое акционерное общество или унитарное предприятие обеспечивает раскрытие информации в соответствии с Порядком не позднее 30 рабочих дней с момента включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий период акты планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Федерации, а также муниципального имущества.
Изменения в раскрываемую информацию размещаются в сети ОАО и унитарными предприятиями в 10-дневный срок с момента внесения.
Утверждена также форма раскрытия информации обществами, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности.
Во-вторых, изменились нормы положения о «золотой акции» (постановление Правительства РФ от 29.06.2011 № 506 «О внесении изменений в пункт 16 Положения об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («золотой акции»)).
Лица, избранные в установленном порядке в совет директоров из числа кандидатов, выдвинутых акционером — Российской Федерацией, являются представителями интересов РФ, осуществляющими деятельность в совете директоров в порядке, установленном Положением. Исключением являются лица, кандидатуры которых были предложены Российской Федерацией как акционером для избрания в совет в качестве независимых директоров.
Российская Федерация как акционер вправе отдать голоса за избрание представителями ее интересов лиц, выдвигавшихся РФ-акционером в качестве кандидатов для избрания в совет директоров (если данные лица подписали договор о представлении интересов государства в органах управления обществ, акции которых находятся в федеральной собственности).
В-третьих, письмом Федеральной антимонопольной службы от 01.07.2011 разъяснены новые детали заключения акционерных соглашений.
Согласно названному документу акционерные соглашения, предоставляющие лицу право голосовать по чужим акциям, подлежат согласованию с антимонопольным органом.
Если акционер на основании соглашения получит право совместно с акциями других акционеров распоряжаться более чем 25, 50 и 75% голосующих акций АО и возможность самостоятельно осуществлять права по этим акциям, то приобретение данных прав потребует предварительного согласия антимонопольного органа либо его уведомления после совершения сделки. Если акционер на основании соглашения не вправе распоряжаться акциями иных акционеров и осуществлять право голоса и иные права по данным ценным бумагам иначе, чем строго в соответствии с указаниями их владельцев, он не является приобретателем акций в смысле антимонопольного законодательства.
В-четвертых, изменены основания признания лиц взаимосвязанными. Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» вступил в силу 1 января 2012 г.
В этом годуожидается вступление в силу изменений, касающихся определения цены товаров, перечня взаимозависимых лиц, а также соответствия цен рыночным.
Взаимозависимыми лицами в соответствии с Налоговым кодексом РФ будут признаваться:
- организации — в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой и доля участия превышает 25%;
- физическое лицо и организация — если данное физлицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля участия составляет свыше 25%;
- организации — если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля участия в каждой превышает 25%;
- организация и лицо, имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или назначению не менее 50% состава ее коллегиального исполнительного органа или совета директоров и т.д.
В-пятых, изменен порядок налогообложения дивидендов (письмо Минфина России от 24.10.2011 № 03-03-06/686).
С 1 января 2011 г. для применения нулевой ставки по налогу на прибыль отменено условие о превышении 500 млн руб. по стоимости вклада в уставном капитале организации, выплачивающей дивиденды. Данное правило действует только в отношении дивидендов, начисленных по результатам деятельности организаций за 2010 г. и последующие периоды.
В-шестых, установлены размеры вознаграждения членам совета директоров (письмо Минфина России № 03-03-07/49, вступило в силу 2 ноября 2011 г.).В соответствии с п. 2 ст. 64 Закона об АО по решению общего собрания акционеров членам совета директоров общества в период исполнения ими соответствующих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением данных функций.
Размеры вознаграждений устанавливаются общим собранием. Кроме того, предложено утвердить Положение в части раскрытия информации о ценных бумагах (проект приказа ФСФР России об утверждении Положения о требованиях к порядку, сроку и объему раскрытия (предоставления) информации о передаче выплат по ценным бумагам депозитарием, осуществляющим обязательное централизованное хранение ценных бумаг).
Информация о передаче выплат по ценным бумагам раскрывается депозитарием в форме сообщения путем публикации на информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом одним из информационных агентств. Также устанавливаются требования о передаче выплат по ценным бумагам.
Изменятся также нормы Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» о совершенствовании антимонопольного регулирования и развитии конкуренции).
Законопроект уточняет критерии определения монопольно высокой цены товара. В частности, для повышения объективности оценки антимонопольным органом цены товара, установленной хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, предусмотрено отдельное положение.
В статье 4 Закона о защите конкуренции предлагается уточнить признаки отнесения лиц к группе. Согласно этим критериям круг лиц, подлежащих включению в группу, существенно сужается по сравнению с действующей редакцией закона.