Росстат подбил итоги промышленного производства в ушедшем году. По годовым темпам роста декабрь оказался для него самым слабым месяцем. Возможно, слабее, чем ожидалось: годовой итог чуть ниже официального прогноза.
В минувшем году промышленность выросла на 4,7% против 8,2% в 2010 г. Впрочем, позапрошлый год был восстановительным для экономики вообще и промпроизводства в частности после экономического кризиса. Естественно, на низкой базе промышленный рост в 2010-м был динамичнее. Тем не менее, по прогнозу Минэкономразвития, его прирост ожидался на 4,8% — на 0,1 п.п. выше полученного результата. Слегка сбил его, видимо, декабрьский показатель — 2,5% прироста в годовом сопоставлении, что стало самым низким месячным значением в 2011 г.
Отметим, что и в декабре 2010 г. темп прироста по сравнению с ноябрем упал, но на 0,4 п.п. (до 6,3%), а не на 1,4 п.п., как сейчас. Причем декабрьский темп позапрошлого года не был самым низким за 12 месяцев. Показательно и сравнение данных с исключением сезонного и календарного факторов: в декабре 2011-го к предыдущему месяцу промышленность приросла на 0,1% — ровно в десять раз меньше, чем в декабре 2010 г. И такой разрыв вряд ли извиняет разница в ноябрьской базе — 0% в 2011 г. и –0,3% в 2010-м.
Локомотивом промышленного роста выступали обрабатывающие производства. Они и завершили минувший год с неплохим увеличением на 6,5% против 1,9% в добыче полезных ископаемых и 0,1% — в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. Но обработка стала и главным виновником довольно резкого замедления темпов роста промышленности в самом конце 2011 г.
В декабре годовой темп прироста в обрабатывающих производствах сократился на 1,6 п.п. — до 3,3% — самый низкий показатель за 12 месяцев. Для сравнения: аналогичное торможение в декабре 2010-го составило 0,4 п.п. — до 9,4%.
К предыдущему периоду обработка по факту выросла в декабре на 1,3% в 2011 г. против 2,8% в 2010-м. При этом ноябрьское снижение производства по данному виду деятельности составило соответственно 1,3 против 0,6% — разница в обоих случаях более чем двойная.
Добыча год закончила для себя вполне прилично — увеличением в декабре на 1,8% к этому же месяцу 2010 г. и на 2,2% к предыдущему периоду. Показателям годичной давности она уступила соответственно 0,7 и 0,5 п.п.
Свой вклад в декабрьское торможение промышленного роста внесли также производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Но этот вид деятельности более других в промышленности зависит от сезонных сюрпризов, и, учитывая, что в европейской части страны зима по-настоящему началась где-то с середины нынешнего января, декабрьское падение производства на 5,1% по сравнению с декабрем 2010 г. выглядит естественно. Для большей наглядности добавим, что относительно ноября декабрьский прирост в этом виде промдеятельности в 2011 г. составил 10,1%, а годом раньше — 19,8%.
Что дальше? Причин для преображения положения эксперты не видят. Например, заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Сергей Цухло в очередном бюллетене сообщил 10 января, что прогнозы спроса на промышленную продукцию в декабре остались на уровне двухлетнего минимума по исходным данным и на минимальных значениях с мая 2011 г. — с очисткой от сезонности. Исходные планы выпуска продукции пребывают в глубоком минусе без каких-либо положительных изменений. Планы предприятий по увольнениям в конце минувшего года достигли рекордных с декабря 2009 г. значений — в начале 2012 г. в промышленности ожидается самое интенсивное за предыдущие два года сокращение работников.