Страховой рынок сотрясает скандал, связанный с новым порядком прохождения техосмотра (ТО) и хитрым маневром «Росгосстраха», который на партнерских основаниях получил от ЗАО «Техосмотр» дефицитные новые бланки талонов ТО в обход остальных участников рынка.
События развивались следующим образом. Страховщики и компании — владельцы пунктов ТО завалили Российский союз автостраховщиков (РСА) жалобами на действия «Росгосстраха». Скандал широко освещала пресса. В результате глава союза Павел Бунин (президент РСА с марта 2010 г.), которого отдельные страховые компании обвиняли в лоббировании интересов «Росгосстраха», 19 января объявил о своей отставке. Согласно пресс-релизу временно исполняющим обязанности президента союза был назначен представитель страхового дома ВСК Евгений Уфимцев. Но просуществовал этот пресс-релиз недолго: уже 20-го в дело вмешался регулятор в лице главы Федеральной службы по финансовым рынкам — Дмитрий Панкин, и отставка П. Бунина была отменена. Заседание президиума РСА по этому вопросу прошло на повышенных тонах, но было принято решение оставить П. Бунина на этой должности как минимум до 20 марта 2012 г. На указанную дату назначено внеочередное общее собрание членов РСА.
Вмешательство ФСФР эксперты объясняют тем, что ситуация на рынке ОСАГО неблагоприятна для распрей в руководстве: идет разбирательство с долгами двух крупных недавних банкротов по ОСАГО — компаний «Росстрах» и «Русские страховые традиции». Долги «Росстраха» превышают 1 млрд руб., долги «Русских страховых традиций» — от 649,5 млн до 954 млн руб (по данным РСА). В интересах страхователей ускорить выплаты по обязательствам этих двух компаний. Кадровые перестановки в руководстве РСА такие выплаты могли только затормозить.
Компания «Росгосстрах» — главный виновник скандала все это время тоже не сидела сложа руки. Ее глава и основной владелец Данил Хачатуров написал письмо на имя главы ФСФР Д. Панкина с просьбой проверить схему действий «Росгосстраха», которая связана с прохождением техосмотра и выдачей полисов ОСАГО и которой компания руководствуется с начала года. Согласно данной схеме при заключении договора ОСАГО страхователь получает в «Росгосстрахе» талон ТО и подписывает обязательство пройти инструментальный контроль позже. Как отмечают жалобщики, по факту подобное обязательство не везде можно выполнить, поскольку многие пункты ТО еще не функционируют.
Д. Хачатуров 23 января провел брифинг, на котором заявил, что его компания просто лучше других подготовилась к изменению правил игры на рынке ОСАГО. «Росгосстрах» не мог позволить себе бездействовать, поскольку в компании около 13,5 млн клиентов. Из них в январе за пролонгацией договора ОСАГО должны были явиться около 1,3 млн человек. Примерно половине из них (650 000 человек) мог потребоваться новый талон ТО. Учитывая эти данные, объяснил Д. Хачатуров, «Росгосстрах» и поспешил заключить 260 соглашений с партнерским ЗАО «Техосмотр», получившим бланки новых талонов ТО, и взял на себя «первичное оформление» документов для ТО.
«Поскольку заполнение этих новых семи документов — две трети информации в них схожи с информацией в полисе ОСАГО — дополнительная нагрузка, мы платим свои сотрудникам за это 7% комиссионных дополнительных»,— сообщил журналистам Д. Хачатуров. Страхователь подписывает обязательство пройти инструментальный ТО, после чего полис ОСАГО от «Росгосстраха» вступает в силу.
«Росгосстрах» будет добиваться законодательно закрепленного права регресса в случаях, когда приходится платить по полису ОСАГО страхователя, не прошедшего ТО. Сейчас обязательство по выплатам компания взяла на себя в качестве временной меры. В отправленном на имя главы ФСФР Д. Панкина письме Д. Хачатуров просит проверить модель «Росгосстраха» на соответствие законам и надеется услышать, что они «придумали гениальную модель, молодцы, все правильно сделали».
Нельзя не отметить, что для автолюбителей модель «Росгосстраха» выгодна: страхователь фактически покупает полис ТО (в среднем 420 руб. по стране) и полис ОСАГО в одном месте (экономия времени и денег). Что касается инструментального осмотра, что-то подсказывает, что не все автолюбители окажутся настолько честными, чтобы выполнить выданные «Росгосстраху» письменные обязательства.
В то же время техосмотр давно превратился в нашей стране в мероприятие по сравнительно законному отъему денег у автолюбителей. Причем не доказано, что его присутствие в системе влияет на аварийность. Де-факто «Росгосстрах» отменил техосмотр, и это можно только приветствовать. Запретили бы еще машины отечественного производства старше десяти лет (столь любимые таксистами из средней Азии), было бы совсем хорошо.
Как работает ускоренное получение талона ТО в «Росгосстрахе»
(информация с официального сайта компании)
Компания «Росгосстрах» заключила договоры о сотрудничестве с операторами технического осмотра. На данный момент процесс прохождения ТО проводится через 260 партнерских центров компании.
Чтобы процесс прохождения технического осмотра был максимально качественным, быстрым и удобным, мы предприняли ряд мер, направленных, в частности, на уменьшение очередей, а также оптимизацию времени обслуживания клиентов.
Мы предлагаем нашим партнерам по ТО организовывать пункты инструментального контроля для проведения осмотра в непосредственной близости к нашим офисам.
Для удобства клиентов компания «Росгосстрах» взяла на себя формальные действия по внесению в бланк талона ТО данных клиента, не связанных с проведением технического диагностирования транспортных средств. Согласно договорам о сотрудничестве с операторами техосмотра «Росгосстрах» получает от них бланки талонов и выполняет предварительную документарную работу, оформляя договоры на проведение ТО и квитанции на оплату, а также частично заполняя бланки для своих клиентов. Первичное заполнение бланка талона ТО производится только в отношении клиентов, которые изъявили желание воспользоваться услугами партнера компании по ТО в целях прохождения очередного техосмотра. При этом клиент ставит свою подпись под обязательством пройти полный технический осмотр у аккредитованного в РСА оператора ТО.