На выплаты компенсаций пострадавшим из-за аварии судна Costa Concordia компания-владелец предполагает потратить 1 млрд евро.
Пока не определен точный механизм выплат и размер компенсаций пострадавшим из-за аварии судна Costa Concordia, которое затонуло в ночь на субботу, 14 января, у берегов итальянского острова Джилья. Однако представители компании Costa Cruises, владельца судна, выдали выжившим пассажирам заверенные справки на основании составленных пассажирами описей пропавших вещей. По этим справкам после возвращения домой пострадавшие получат возмещение от Costa Cruises. Оно, вероятно, будет выплачено через туроператоров, у которых были куплены туры на несчастливый круиз. Всего на судне в момент аварии находилось около 4200 пассажиров. На выплаты компания-владелец предполагает потратить 1 млрд евро.
Само судно стоимостью 450 млн евро было застраховано на 405 млн евро в итальянской страховой компании Generali SpA, британской RSA Insurance Group, ирландской XL Group и других компаниях.
Подавляющее большинство туристов не страховало багаж. Поэтому выплаты со стороны компании будут основаны на пока неясных калькуляциях. Может, это будет 100-процентное возмещение на основе предъявленного пассажирами списка вещей, а может, менее 100%. Обычно круизные компании выплачивают за утраченный багаж компенсацию в размере 1000 евро. Однако катастрофа с Costa Concordia выбивается из общего ряда (судно уже назвали вторым «Титаником»), так что сумма, вероятно, будет повышена. Акции Costa Cruises в результате происшествия уже упали на 30%.
По сообщениям информационных агентств, капитан судна признал свою вину в рискованном маневрировании вблизи острова Джилья. Таким образом, случившееся нельзя отнести к результату действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажору), который согласно ст. 401 ГК РФ освобождает туроператора от ответственности.
Компания Costa Cruises объявила также о порядке получения компенсаций туристами, забронировавшими места на утонувшем судне на будущие круизы. Объявление об этом размещено на официальном сайте компании.
Туристам, купившим туры на Costa Concordia 14 января 2012 г. из Савоны, 15 января из Марселя, 16-го из Барселоны, 17-го из Пальмы, 18-го из Кальяри, 19-го из Палермо и 20-го из Чивитавеккьи, компания предлагает полный возврат стоимости круиза плюс 30% кредит на будущий круиз в январе, феврале или марте на одном из следующих лайнеров компании: Costa Luminosa, Costa Mediterranea, Costa Favolosa, Costa Serena или Costa Voyager.
Для туристов, забронировавших круизы на Costa Concordia через неделю после аварии и далее (21 и 28 января, 4, 11, 18 и 25 февраля), компания предлагает полный возврат стоимости круиза + 30% кредит на любой альтернативный круиз до июня 2012 г.
Напомним, что на борту «Титаника» находились 2224 пассажира. Судно было застраховано на 1 млн фунтов стерлингов — фантастическая по тем временам сумма. Но для страховых компаний хуже оказалось то, что «Титаник» перевозил огромное количество застрахованных ценностей (например, рукопись «Рубайат» Омара Хайяма).
Российские туристы, впрочем, уже начали подавать коллективные иски в суды Италии.