празднование 2 / 15 февраля
Когда Иисусу исполнилось сорок дней, Дева Мария и Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм для посвящения Богу. В это время в Иерусалиме жил старец, по имени Симеон. По преданию, Симеон, муж праведный и благочестивый, был одним из ученых книжников, приглашенных египетским царем Птоломеем II Филадельфом из Иерусалима в Александрию для перевода на греческий язык Священного Писания, получившего затем название «Септуагинта», или «Перевод семидесяти толковников». На долю Симеона выпал перевод книги пророка Исайи. Когда дошел он до слов «се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7, 14), то подумал, что слово «Дева» употреблено здесь ошибочно, и захотел исправить его, заменив на слово «Жена». Но в этот момент был удержан Духом Святым, сказавшим:
«Имей веру к написанному. Сумеешь и сам убедиться в этом, ибо не умрешь до тех пор, пока не увидишь Господа, Который родится от Девы».
Перевод был закончен в середине III века до нашей эры, и «чаять», ждать утешения Израилева Симеону пришлось очень долго. Нескончаемым казалось его земное странствование, и смерть давно уже представлялась ему отрадным пределом, но, осененный Духом Святым, он продолжал терпеливо ждать прихода Мессии. Год за годом, десятилетие за десятилетием. И вот наконец, ведомый Духом Божиим, пришел он в Иерусалимский храм и повстречал в нем Деву Марию и обручника Ее Иосифа, принесших Младенца Иисуса, чтобы предстать с ним пред Господом. И, как только увидел праведный Симеон пришедших, открылось ему, что Младенец на руках у Девы Марии и есть ожидаемый им Мессия, Спаситель мира. И тогда, взяв Божественное Дитя на руки, произнес он свои известные ныне всем пророческие слова: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Благословив затем Пречистую Деву и праведного Иосифа, Симеон, обратившись к Матери Иисуса, предрек ей: «...се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец».
Евангелист Лука повествует, что близ Симеона в момент встречи его со Спасителем была и «Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости». Прожив с мужем всего семь лет, она овдовела и, овдовев, стала, не отходя от храма, служить Господу постом и молитвой, и днем и ночью. Подобно Симеону, за свою благочестивую жизнь и она была осенена Духом Святым. В Новом Завете ее, единственную из женщин, назвали пророчицей. Когда пришли в храм Мария с Иосифом, ей было уже восемьдесят четыре года. Подойдя к Младенцу, славила и она Господа и «говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме».
Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон
и пророчица Анна.
И. Бродский
А. Ахматовой
«Сретенье»
Отцы Церкви
указывают
на символичность произошедшего
события: в лице
Симеона весь
Ветхий Завет,
все неискупленное
человечество,
ожидавшее прихода Мессии, с миром
отходит в вечность, уступая место
спасительной
для всех народов
новозаветной
благодати…
Ты — правда тайны сокровенной,
Ты — откровенье, ты — завет,
Всевышним данный всей вселенной
Для прошлых
и грядущих лет!
В. Брюсов
«Библия»