Новый порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензий, отмена лицензирования целого ряда видов деятельности — вот далеко не полный перечень новшеств, внесенных в Федеральный закон от 08.08.2001№ 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее— Закон о лицензировании).
Поправки, которые содержатся в Федеральном законеот 02.07.2005 №80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс РФ об административных правонарушениях», затрагивают интересы соискателей, претендующих на получение лицензий, и лицензиатов (то есть организаций и предпринимателей, которым уже выдана лицензия).
!Прежде всего необходимо отметить, что список лицензируемых видов деятельности в ближайшее время сократится. Например, с 1 января 2006 года прекращается лицензирование оценочной и аудиторской деятельности. С 1 января 2007 года лицензия не понадобится турагентам и туроператорам.
А со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, прекращается лицензирование разработки, производства, испытаний и ремонта авиационной техники, эксплуатации взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных производственных объектов, маркшейдерских работ, производства и технического обслуживания медицинской техники и др. (п. 5—7 ст. 18 Закона о лицензировании).
!Изменился и порядок получения лицензии.
В частности, лицензирующие органы в обязательном порядке будут проводить проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных им заявлении и документах. Будет проверена и возможность выполнения соискателем лицензионных требований и условий. Невозможность выполнения этих условий может стать причиной отказа в выдаче лицензии.
!Срок принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии сократится с 60 до 45 дней с момента поступления в лицензирующий орган заявления соискателя и прилагаемых к нему документов.
Лицензирование — это просто!
Скоро соискатели и лицензиаты смогут перейти на упрощенный порядок лицензирования. Сделать это вправе лица, которые перевозят грузы, эксплуатируют пожароопасные производственные объекты или реставрируют памятники истории и культуры.
Порядок лицензирования (общий или упрощенный) соискатели и лицензиаты будут выбирать самостоятельно.
Преимуществом упрощенного порядка является, в частности, отсутствие плановых проверок соответствия деятельности лицензиата лицензионным требованиям и условиям.
В случае если упрощенный порядок лицензирования выбирает соискатель лицензии, он должен представить в лицензирующий орган кроме общеобязательного перечня документов нотариальную копию договора страхования гражданской ответственности (или обычную копию вместе с оригиналом). В таком случае решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии принимается в течение 15 дней.
А если желание перейти на упрощенный порядок изъявит лицензиат, он обязан представить в лицензирующий орган заявление об этом, приложив к нему копию договора страхования гражданской ответственности или сертификата соответствия осуществляемого им вида деятельности международным стандартам. Причем срок действия договора страхования или сертификата соответствия должен быть не меньше срока действия лицензии.
Упрощенный порядок лицензирования будет применяться с 4 октября 2005 года. До этого момента Правительство РФ должно утвердить перечень сертификатов соответствия, а также существенные условия договора страхования гражданской ответственности, при наличии которых может применяться упрощенный порядок лицензирования.
Ответственность лицензиатов и чиновников
С 1 июня 2006 года полностью изменится порядок приостановления действия и аннулирования лицензий (ст. 13 Закона о лицензировании).
Сейчас лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты за нее государственной пошлины в течение трех месяцев. Со следующего года это право они утратят и аннулирование лицензий станет прерогативой суда.
Кроме того, лицензирующие органы не смогут приостанавливать действие лицензий за неоднократное или грубое нарушение лицензионных требований и условий. Эта мера будет применяться лишь в случае привлечения лицензиата к административной ответственности в порядке, установленном КоАП РФ, за нарушение лицензионных требований и условий.
!С 16 июля 2005 года вносятся поправки и в ст. 8.40, 9.1, 13.2, 14.1,18.13, 19.20 КоАП РФ. Административная ответственность устанавливается, например, за осуществление работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды с грубым нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации, осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
За эти грубые нарушения виновному грозит повышенная ответственность вплоть до административного приостановления деятельности. Причем какие именно нарушения следует считать грубыми, должно установить Правительство РФ.
Не были забыты и недобросовестные должностные лица, нарушающие права лицензиатов и соискателей. Законодатели не ограничились упоминанием о том, что они несут ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Теперь ст. 17.1 Закона о лицензировании устанавливает, что о мерах, которые были приняты к таким чиновникам, лицензирующие органы в течение 30 дней обязаны сообщить лицу, права которого были нарушены.