Российские коммерсанты будут конкурировать за право получить государственные заказы по новым правилам.
С 1 января 2006 года государственные или муниципальные органы будут заказывать у частников товары, работы и услуги только после проведения специальных процедур, введенных Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее— Закон).
В Законе прописаны процедуры размещения заказов для государственных и муниципальных нужд на сумму, превышающую установленный Центральным банком РФ предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке. Сейчас этот размер составляет 60 000 рублей (Указание ЦБ РФ от 14.11.2001 № 1050-У).
Отметим также, что новый закон предусматривает необходимость создания федерального органа исполнительной власти, который будет регулировать отношения, связанные с размещением заказов. Это ведомство наряду с законодателями и Правительством РФ получит полномочие принимать нормативные правовые акты по вопросам размещения госзаказов.
Сейчас контроль и согласование размещения госзаказов осуществляет Минэкономразвития РФ, логично предположить, что данное полномочие также будет передано этому министерству.
Списки «черные» и «белые»
Положения Закона направлены на обеспечение справедливой конкуренции среди фирм и предпринимателей, желающих получить госзаказ.
За заключение государственного или муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг будут на равных основаниях бороться организации и граждане (даже те, что не зарегистрированы как индивидуальные предприниматели).
Однако для субъектов малого предпринимательства предусмотрены определенные льготы. Государство обязано заказывать у них 15 процентов от общего объема товаров, работ, услуг по перечню, установленному Правительством РФ.
Заказчиками будут выступать федеральные, региональные и местные органы власти, а также получатели бюджетных средств. «Технические» вопросы, связанные с размещением заказа, они смогут передать другим лицам. Для проведения торгов заказчикам разрешили нанимать специализированные организации, которым поручается разработка документации о конкурсе или аукционе, опубликование извещения о его проведении и иные функции, связанные с проведением торгов. Причем заказчик будет отвечать за вред, причиненный физическому или юридическому лицу незаконными действиями специализированной организации, совершенными в пределах полномочий, переданных ей заказчиком. Специализированная организация претендовать на получение госзаказа не сможет.
Еще одна особенность нового Закона — открытость информации о поставщиках по государственным и муниципальным контрактам. Органы власти будут вести реестры контрактов, заключенных от имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Информация из реестров (о предмете и цене контракта, о поставщике и др.) должна быть размещена для ознакомления всех желающих на официальном сайте, который установит Правительство РФ.
Также на официальном сайте будет размещен реестр недобросовестных поставщиков. Так, Закон именует претендентов, получивших право на подписание контракта, но уклонившихся от его заключения, и поставщиков, с которыми контракты были расторгнуты в связи с существенным нарушением их условий. Поставщика, попавшего в этот «черный» список, заказчики могут не допустить на конкурс или аукцион. Впрочем, информация о недобросовестном поставщике должна храниться в реестре только два года.
Заказчик может передумать
Закон вводит и ряд новшеств, касающихся содержания контракта.
Так, в конкурсной документации может быть предусмотрено право заказчика в одностороннем порядке изменить объем предусмотренных контрактом работ или услуг, но не более чем на пять процентов. При этом по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) заказчик вправе изменить цену контракта, но тоже не более чем на пять процентов. Например, местные власти смогут обязать подрядчика, которому изначально было поручено строительство дворового стадиона, поставить возле него детские качели, хотя их сооружение при подписании контракта не планировалось. Но тогда и оплата по контракту должна соответственно возрасти.
Также Закон закрепил размер неустойки за просрочку исполнения заказчиком обязательств по контракту. Неустойка начисляется за каждый день просрочки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Торг здесь не уместен!
Торги в форме конкурса— давно знакомая российским бизнесменам форма размещения госзаказов. Порядок их проведения сейчас прописан в Федеральном законе от 06.05.99№ 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», который прекратит действие 01.01.2006. А размещение заказов посредством аукционов (в том числе по Интернету) на уровне Закона будет урегулировано впервые.
!Новый Закон предусмотрел и возможность размещения госзаказов без проведения торгов:
- путем запроса котировок, когда информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд размещается на официальном сайте и победителем признается тот, кто предложит самую низкую цену контракта;
- на товарных биржах (на сумму, превышающую пять миллионов рублей).
Кроме того, торги не нужны, если поставщиком является субъект естественных монополий или учреждение уголовно-исполнительной системы либо потребность в определенных товарах, работах, услугах возникла вследствие непреодолимой силы (стихийные бедствия, катастрофы и др.).
Заказчик может заключить контракт с поставщиком, даже когда торги были запланированы, но конкурентной борьбы на них не возникло. Такое возможно в следующих случаях:
- на участие в конкурсе, аукционе или запросе котировок представлена только одна заявка;
- из всех претендентов, подавших заявку, участником конкурса или аукциона был признан только один;
- в аукционе участвовала только одна организация или гражданин;
- торги были признаны несостоявшимися.
Добро пожаловаться!
Граждане и фирмы, претендовавшие на получение госзаказа, имеют право обжаловать действия заказчика как в судебном, так и в административном порядке.
Судебный порядок устанавливается процессуальным законодательством, а административному порядку в новом Законе посвящена целая глава.
Споры по данному вопросу будет рассматривать федеральный орган исполнительной власти, контролирующий размещение заказов. Причем пока жалоба не рассмотрена, заказчик не вправе заключить государственный или муниципальный контракт ни с кем из претендентов.
!Жалобу на нарушение своих прав потенциальный поставщик вправе подать не позднее чем через десять дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, проведения аукциона или рассмотрения и оценки котировочных заявок.
После подачи жалобы заказчик и остальные претенденты на получение госзаказа извещаются о месте и времени ее рассмотрения. Они вправе подать возражение на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Если при размещении заказа были выявлены нарушения закона, заказчику, который является федеральным органом власти, может быть направлено предложение об их устранении. Если же заказчик является не федеральным, а, например, муниципальным органом, ему соответственно могут выдать обязательное для исполнения предписание.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, можно обжаловать в суде в течение трех месяцев.