В Санкт-Петербурге сразу две юридические компании — «ПлатимПоОСАГО.ру» и «АвтоПравоЗащита» — объявили о начале выкупа требований по ОСАГО к страховым компаниям. Этого следовало ожидать. Похоже, питерский опыт найдет широкое применение во всей стране.
Как объясняют эксперты, данный вид бизнеса породили сами страховщики, поскольку в большинстве своем занижают выплаты по ОСАГО. В Петербурге объем недоплат по такому виду страхования оценивается в 1—1,2 млрд руб. В отличие от невыплаты недоплата практически ненаказуема. Если в случае невыплаты истцу присуждается по 3900 руб. за каждый месяц ожидания, то в случае недоплаты нормы нет. Вот страховщики и используют систему мизерных выплат. К тому же владельцы недорогих машин редко обращаются в суд из-за недостатка времени и юридической грамотности. Владельцы же дорогих авто, как правило, застрахованы по каско и удовлетворяются выплатами по данному виду страхования. Один из основателей «ПлатимПоОСАГО.ру», гендиректор юридического бюро «Правила страхования» Алексей Кузнецов в конце 2011 г. оценивал среднюю недоплату по ОСАГО в 25 000 руб. По словам А. Кузнецова, его компания уже потратила 2 млн руб. на скупку у граждан долгов страховщиков по ОСАГО. Компания собирается открыть филиалы по франшизе в Москве и Краснодаре. «АвтоПравоЗащита» — вторая коллекторская компания, занимающаяся долгами по ОСАГО, уже работает в Москве и Петербурге. Она вложила в выкуп долгов по ОСАГО в Москве 3 млн руб., а в Санкт-Петербурге — 2 млн руб. Долги скупают с дисконтом в 30—50%. Причем только долги «по железу». Сделки с долгами по ущербу жизни и здоровью запрещены ГК РФ. Экспертизу авто проводят независимые оценщики. В июне 2011 г. страховщики проиграли компании А. Кузнецова суд, когда пытались доказать законность требования о предоставлении автомобиля на осмотр их оценщику.
В Москве подобным видом бизнеса занимается несколько компаний. Так, в коллекторском агентстве «АКМ» портфель долгов по ОСАГО около 50 млн руб. «АКМ» покупает долги ( в среднем на 50 000 руб.) с дисконтом в 35—40%, доналоговая прибыль составляет 15 000—17 000 руб., а средний срок оборота — семь месяцев, сообщает со ссылкой на замдиректора агентства А. Кузнецова сайт «Деловой Петербург». Некоторые компании сначала ремонтируют аварийный автомобиль на своем СТО, а затем выставляют требования к страховщику. Все коллекторские агентства не работают с долгами по авариям, оформленным по европротоколу, — их сложно доказать в суде.
Мнения экспертов по поводу перспектив развития данного вида бизнеса расходятся. С одной стороны, коллекторам легче работать с юридически малограмотными физлицами. Судиться со страховыми компаниями, у каждой из которых есть грамотный юридический отдел, сложнее. Теоретически коллекторам могут повредить изменения законодательства — у страховщиков достаточно сильное лобби в Госдуме. С другой — когда есть рынок объемом в несколько миллиардов рублей, даже небольшой его кусок стоит того, чтобы попробовать, да и в ближайших планах законодателей изменений в ущерб коллекторам не намечено.
На условиях анонимности представители страховых компаний объясняют систему недовыплат тем, что все деньги страховщиков уходят посредникам — до 45% стоимости полиса. РСА же требует, чтобы комиссия агентам не превышала 10%. Получается, что одно нарушение закона (в случае с посредниками) порождает цепочку дальнейших нарушений. В результате вся система в ОСАГО работает не по букве законодательства, а так, как исторически сложилось.
Рынок ОСАГО за девять месяцев 2011 г.
Всего договоров |
Страховые премии |
Страховые выплаты |
Средняя премия, тыс. руб. |
Средняя выплата, тыс. руб. | ||
млрд руб. |
% к аналогичному |
млрд руб. |
% к аналогичному | |||
|
|
периоду 2010 г. |
|
периоду 2010 г. |
|
|
39,6 млн |
71,63 |
105,7 |
41,55 |
103,7 |
2,7 |
23,3 |
Источники: ФСФР России и ЦСИ Росгосстраха