Заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак провел с представителями крупнейших банков специальную встречу для обсуждения результатов работы России на долговом рынке в прошлом году и перспектив.
Встреча началась с разговора о налогообложении специальных финансовых компаний (SPV), с помощью которых российский бизнес, в том числе банковский, обычно проводит размещение еврооблигаций. Замминистра финансов Сергей Шаталов обратился в налоговые органы России с предложением не считать SPV субъектами, подпадающими под действие соглашения о двойном налогообложении, то есть распространить на них российские налоговые правила. Банки посчитали, что финансовому рынку такое нововведение, если оно будет принято, обойдется в десятки миллиардов долларов. Аналитики Barclays конкретизировали, что компаниям, нуждающимся в деньгах, это усложнит и без того непростой в нынешнее кризисное время доступ к иностранным финансовым рынкам. Что касается компаний с мощным финансовым потоком, они попросту выкупят имеющиеся на рынке облигации и, возможно, откажутся от части заимствований. По мнению аналитиков, подобное нововведение — попытка с негодными средствами побороться против задействования в финансовых схемах российского бизнеса офшорных компаний.
С. Сторчак заверил, что он и его коллеги, занимающиеся в Минфине долговыми рынками, решительно против такой налоговой новации. Участников встречи такое заявление не успокоило. С. Сторчак известен как человек Алексея Кудрина, а его влияние в российском Минфине постепенно снижается.
Высокой оценки собравшихся заслужила долговая политика Минфина на внутреннем рынке. В 1-м полугодии, когда еще не было полной ясности, окажется ли бюджет России дефицитным или высокие нефтяные цены и экономический рост позволят свести его с некоторым профицитом, Минфин агрессивно занимался рублевыми заимствованиями. Общая сумма за год составила 1,37 трлн руб., собранных министерством с рынка, нетто-заимствование почти 1 трлн руб. Банкиры отметили, что в 1-м полугодии размещения госбумаг были кстати еще и потому, что ситуация с ликвидностью сложилась вполне благополучная.
В 2-м полугодии ситуация с ликвидностью значительно обострилась. В то же время стали очевидны блестящие перспективы доходной части бюджета. И Минфин прежде всего резко снизил активность в заимствованиях, а затем стал выводить на рынок временно свободные бюджетные средства. Аналитики сошлись во мнении, что такое поведение было и адекватным, и своевременным. Был отмечен резкий рост объема торгов внутренними российскими долгами — на 60% в целом за год. Это говорит о зрелости рынка и доверии к государственным бумагам.
При обсуждении перспектив долгового рынка на 2012 г. представители министерства и финансового сообщества пришли к выводу, что неожиданный профицит российского бюджета (по разным предварительным версиям, от 0,4 до 0,8% ВВП) позволяет стране не выходить с масштабными заимствованиями. По версии Минфина, всего за год предполагается занять 1,35 трлн руб., что на 200 млрд руб. ниже прошлогоднего показателя. Важнейшей задачей было признано привлечение иностранных инвесторов в российскую экономику, в том числе через долговые бумаги. Для этого решающим шагом может стать торговля облигациями федерального займа (ОФЗ) через европейскую торговую систему Euroclear. По нынешнему плану российских властей, данное новшество должно заработать с 1 июля. Есть проблема — организация центрального депозитария. Она не слишком серьезная, тем не менее не решается уже несколько лет. Аналитики засомневались, что на сей раз это удастся сделать. Минфин излучал оптимизм и надежду, что иностранцы займут среди держателей ОФЗС до 4% всего объема бумаг.
Долговые планы России, млрд руб.
|
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Бюджетный дефицит (план) |
427,8 |
876,6 |
1024,7 |
491,1 |
Суверенные заимствования |
1460,0 |
2019,3 |
2015,8 |
2099,8 |
Погашения |
320,4 |
673,0 |
685,9 |
853,5 |
Неттозаимствования |
1139,6 |
1346,3 |
1329,9 |
1246,3 |
Доходы от приватизации |
174,3 |
300,0 |
380,0 |
475,0 |
Резервный фонд |
910,6 |
512,3 |
570,9 |
957,3 |
Другие источники |
24,5 |
–257,4 |
–114,3 |
–272,9 |
Источник: Минфин России