НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Приказ ФНС России от 16.12.2011 № ММВ-7-3/934
Утверждены новые формы документов, необходимых для применения ЕСХН.
В приложениях к приказу приведены заявление о переходе на ЕСХН (форма № 26.1-1), сообщение об утрате права на применение ЕСХН (форма № 26.1-2), уведомление об отказе от применения ЕСХН (форма № 26.1-3), сообщение о несоответствии требованиям применения ЕСХН (форма № 26.1-4), сообщение о невозможности рассмотрения заявления о переходе на ЕСХН (форма № 26.1‑5), информационное письмо (форма № 26.1-6).
Новые формы практически ничем не отличаются от прежних, утвержденных приказом ФНС России от 13.04.2010 № ММВ-7-3/183. Единственное изменение: в формах № 26.1-4, 26.1-5 и 26.1-6 добавлена строка, в которой руководитель организации (индивидуальный предприниматель или представитель налогоплательщика) ставит свою подпись, инициалы и указывает дату получения формы. Эта строка не заполняется в случае отправки формы налогоплательщику почтой.
Письмо Минфина России от 16.01.2012 № 03-07-07/01
В письме разъяснен порядок уплаты НДС налоговыми агентами.
На основании п. 4 ст. 161 НК РФ при реализации арестованного имущества юридических лиц НДС должен заплатить налоговый агент. Ими признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию такого имущества. Вместе с тем, если реализация арестованного имущества освобождается от налогообложения согласно ст. 149 НК РФ, налоговые агенты НДС уплачивать не обязаны.
Письмо Минфина России от 13.01.2012 № 03-04-06/8-4
Минфин оставил открытым вопрос о начислении НФДЛ на средний заработок за дни ухода за ребенком-инвалидом.
Организация согласно ст. 262 ТК РФ предоставляет родителю четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за ребенком-инвалидом. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка. У компании возник вопрос – следует ли включать эти суммы в базу по НДФЛ?
Минфин рассудил так. Согласно ст. 217 НК РФ НДФЛ не облагаются государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, имеющие характер государственных пособий. Оплата дополнительных выходных дней не относится к госпособиям, поскольку она не поименована в перечне, установленном ст. 3 Федерального закона от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Вместе с тем ведомство упоминает постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 № 1798/10, в котором суд признал, что указанная оплата НДФЛ не облагается.
Письмо Минфина России от 30.12.2011 № 03-04-05/7-1140
Минфин России отметил, что для целей применения имущественного налогового вычета НК РФ не предусматривает разграничения земельных участков на категории и виды разрешенного использования.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ налогоплательщик при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 руб., а также в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 250 000 руб.
Учитывая изложенное, при продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет до их продажи, налогоплательщик, по мнению Минфина, вправе получить имущественный налоговый вычет в размере 1 000 000 руб.
Письмо Минфина России от 30.12.2011 № 03-07-11/363
Пунктом 7 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 № 245-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» установлен особый порядок определения налоговой базы по НДС, согласно которому на основании п. 4 ст. 153 НК РФ, если при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или условных денежных единицах, моментом определения налоговой базы является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав, при определении налоговой базы иностранная валюта или условные денежные единицы пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. При последующей оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав налоговая база не корректируется. Суммовые разницы в части налога, возникающие у налогоплательщика-продавца при последующей оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываются в составе внереализационных доходов в соответствии со ст. 250 НК РФ или в составе внереализационных расходов в соответствии со ст. 265 НК РФ.
Поскольку на основании п. 1 ст. 4 Закона указанные нормы вступили в силу с 01.10.2011, установленный ими порядок определения налоговой базы подлежит применению в отношении товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) начиная с 01.10.2011.
Письмо Минфина России от 30.12.2011 № 03-11-06/2/188
Товарищество собственников жилья, применяющее УСН, при определении налоговой базы не учитывает вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, а также отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья его членами.
При этом поступления от лиц, не являющихся учредителями (участниками, членами) некоммерческой организации, учитываются при налогообложении в общеустановленном порядке.
Письмо Минфина России от 29.12.2011 № 03-02-08/132
Минфин разъяснил, как сформировать расчетный документ без ошибок.
Налоговые органы обязаны доводить до налогоплательщиков сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисления налогов в бюджетную систему РФ (подп. 6 п. 1 ст. 32 НК РФ). Необходимая для заполнения расчетных документов информация, в том числе по кодам бюджетной классификации, содержится на информационных стендах налоговых органов.
Кроме того, актуализированная информация о реквизитах для заполнения расчетных документов размещена на сайте ФНС России в рубрике «Налоговая отчетность» (подрубрика «Заполнение налогоплательщиками расчетных документов»).
В дополнение к названным источникам налогоплательщики — как юридические, так и физические лица — могут воспользоваться сайтом ФНС России по электронному адресу www.nalog.ru, где размещена программа, с помощью которой методом выбора нужных реквизитов можно сформировать расчетный документ в электронном виде, что позволяет полностью исключить ошибки при его оформлении.
Письмо Минфина России от 29.12.2011 № 03-07-11/358
По мнению Минфина России, деятельность покупателя товаров по предоставлению продавцу сведений о количестве товаров, реализованных третьим лицам, является услугой, которая на основании подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ подлежит налогообложению НДС в общеустановленном порядке. Этот вывод сделан на основании п. 5 ст. 38 НК РФ, согласно которому услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Письмо Минфина России от 28.12.2011 № 03-04-05/5-1120
Финансовое ведомство разъяснило порядок получения имущественного налогового вычета по НДФЛ при приобретении земельных участков, на которых расположены жилые дома.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.
Из данной нормы следует, что в случае приобретения земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, жилой дом и земельный участок рассматриваются для целей получения имущественного налогового вычета как один объект.
В этом случае в расходы на приобретение жилого дома включаются также расходы на приобретение земельного участка, на котором расположен этот жилой дом.
Письмо Минфина России от 28.12.2011 № 03-04-06/6-362
Минфин России разъяснил порядок обложения НДФЛ выходного пособия при увольнении.
Статьей 178 Трудового кодекса предусмотрены различные основания выплаты выходного пособия при увольнении работников и соответствующие им размеры выходных пособий. Выплаты, производимые в пределах таких размеров, в настоящее время освобождаются от налогообложения.
В то же время в соответствии с последним абзацем ст. 178 Трудового кодекса трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться случаи выплаты выходных пособий, не поименованные в данной статье, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий. Такого основания увольнения сотрудника, как соглашение сторон, ст. 178 Трудового кодекса не предусмотрено.
Если выходное пособие выплачивается по основаниям и в размерах, прямо не предусмотренных ст. 178 Трудового кодекса, то оно подлежит обложению НДФЛ в установленном порядке.
Письмо Минфина России от 27.12.2011 № 03-07-15/132
Письмо посвящено реализации налогоплательщиком права на применение заявительного порядка возмещения НДС.
В соответствии с п. 2 ст. 176.1 НК РФ право на применение заявительного порядка возмещения НДС имеют налогоплательщики, представившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, будет отменено полностью или частично. При этом количество банковских гарантий, по которым могут быть удовлетворены требования налогового органа, НК РФ не ограничено.
Однако учитывая, что согласно подп. 4 п. 6 ст. 176.1 НК РФ сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджет суммы НДС, заявленной к возмещению, в полном объеме, и принимая во внимание, что налоговый орган согласно п. 8 ст. 176.1 НК РФ принимает одно решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, налогоплательщик может реализовать право на применение заявительного порядка возмещения налога при представлении в налоговый орган одной банковской гарантии, выданной на заявленную к возмещению сумму налога в полном размере.
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Письмо ФСС России от 23.12.2011 № 14-03-11/15-16055
Фонд социального страхования указал, что порядок выдачи и заполнения бланка при временной нетрудоспособности и при беременности и родам различен.
В частности, листок по беременности и родам не требует подписи председателя врачебной комиссии при осложненных родах, многоплодной беременности, при родах, наступивших в период с 28 до 30 недель беременности, прерывании беременности при сроке до 27 полных недель, усыновлении ребенка и проведении экстракорпорального оплодотворения. В указанных случаях достаточно подписи врача акушера-гинеколога, врача общей практики (семейного врача), а при отсутствии врача — подписи фельдшера. Таким образом, требования территориальных органов Фонда социального страхования о необходимости подписи председателя врачебной комиссии в названных случаях необоснованны.
В письме фонд признал ранее данные разъяснения (п. 3 письма от 28.10.2011 № 14-03-18/15-12956) по поводу даты листка нетрудоспособности, оформляемого взамен испорченного, неприменимыми. Согласно новой позиции в бланке следует указывать дату его выдачи, а не дату ранее оформленного листка.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Федеральный закон от 06.12.2011 № 403-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Глава 9 КоАП РФ дополнена новой ст. 9.21. По этой статье к административной ответственности будут привлекаться должностные лица и организации за нарушения правил и требований подключения к инженерным коммуникациям.
Подключение к различным инженерным коммуникациям на сегодняшний день регламентируется специальными отраслевыми актами. Так, в отношении присоединения к электрическим сетям действуют правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, подключение к системам теплоснабжения урегулировано ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Отметим, что не любые нарушения существующих специальных требований будут наказываться в соответствии с названной статьей. Состав правонарушения, предусмотренного новой нормой, образуется, только если деяния выражены:
— в навязывании заявителю ненадлежащих технических условий;
— нарушении сроков предоставления потребителю проекта договора на присоединение к сетям теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, объектам электросетевого хозяйства;
— нарушении сроков предоставления технических условий;
— необоснованном отказе в заключении договора на технологическое присоединение к указанным сетям;
— нарушении сроков подключения к этим сетям.
Обязанность по рассмотрению дел об административных правонарушениях по новой статье в соответствии со ст. 23.48 КоАП РФ возложена на федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы. При этом рассматривать дела от имени указанных органов вправе следующие должностные лица:
— руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители;
— руководители структурных подразделений федерального антимонопольного органа, их заместители;
— руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители.
Субъектами ответственности на основании новой статьи признаются как должностные, так и юридические лица, допустившие указанные нарушения. На должностных лиц может быть наложен штраф от 10 000 до 40 000 руб. Причем повторное нарушение в течение года предусматривает более высокие суммы штрафа — от 40 000 до 50 000 руб. Административный штраф для юридических лиц за правонарушение, совершенное впервые, составит от 100 000 до 500 000 руб., за повторное — от 600 000 до 1 млн руб.
Вступил в силу с 18 декабря 2011 г.
Федеральный закон от 06.12.2011 № 404-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Расширен перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность (ст. 4.2).
До введения новшеств Кодекс предусматривал следующие смягчающие обстоятельства:
— раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
— добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;
— предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
— совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
— совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
— совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Кроме них теперь смягчить административную ответственность могут:
— добровольное прекращение противоправного деяния;
— добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
— содействие в установлении обстоятельств по административному делу.
Отметим, что законодатель сделал перечень смягчающих обстоятельств открытым, предусмотрев, что в КоАП РФ могут быть закреплены и иные обстоятельства. По отношению к обстоятельствам, отягчающим ответственность, также предусмотрена возможность введения КоАП РФ иных оснований, не установленных пока ст. 4.3 КоАП РФ.
Вступил в силу с 7 января 2012 г.
Приказ Минздравсоцразвития России от 07.11.2011 № 1325н
«Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей»
В соответствии с утвержденным Регламентом инспекции по труду будут контролировать соблюдение работодателями требований:
— к предоставлению работникам обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— порядку назначения, исчисления и выплаты пособий за счет средств работодателей.
Регламент содержит права и обязанности проверяющих и работодателей, сроки плановых и внеплановых ревизий, а также порядок действий чиновников при их осуществлении и т.п.
По общему правилу о начале внеплановой проверки Роструд должен уведомить работодателя не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом. Однако предварительное уведомление не допускается, если проверка проводится по обращениям или заявлениям граждан и работодателей, информации от органов государственной власти или средств массовой информации о фактах нарушений работодателями вышеназванных требований (ст. 360 ТК РФ).
Зарегистрирован в Минюсте России 28.12.2011 № 22787,
вступает в силу по истечении десяти дней после даты
официального опубликования
Приказ Минфина России от 17.10.2011 № 133н
«Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей»
Регламент по учету выручки разработан в целях установления налоговыми органами факта полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей. Проверять в соответствии с этим документом будут все организации и ИП, которые осуществляют наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт. Исключение — кредитные организации.
Зарегистрирован в Минюсте России 16.01.2012 № 22906,
вступает в силу по истечении десяти дней после даты
официального опубликования
Приказ Минэкономразвития России от 30.09.2011 № 529
«Об утверждении форм заявлений о государственном кадастре недвижимого имущества»
Теперь для постановки земельного участка или здания на государственный кадастровый учет или снятия с такого учета нужно заполнять заявление по новой форме. Что изменилось?
Старая форма заявления содержала перечень документов, которые к нему прилагались (документ об уплате госпошлины, межевой план, декларация об объекте недвижимости и т.д.). В новой форме такого перечня нет. Теперь заявитель будет подавать, а также вписывать в заявление реквизиты только тех документов, которые необходимо представить для какой-либо кадастровой процедуры.
Форма заявления дополнена п. 3.3, в который вносятся сведения о представителе заявителя (ФИО, паспортные данные, сведения, подтверждающие полномочия, СНИЛС при наличии). Эти сведения теперь будут содержаться в государственном кадастре недвижимости, что позволит при необходимости установить инициатора тех или иных процедур.
В новом приказе (в отличие от приказа, которым была утверждена прежняя форма) нет оговорки по поводу возможности представления в орган кадастрового учета заявления в форме электронного документа. Это не значит, что подать «электронное» заявление нельзя. В приложении 1 к приказу есть разъяснение о заполнении формы заявления, согласно которому использование компьютерной техники допускается как самим заявителем, так и специалистом органа кадастрового учета.
Зарегистрирован в Минюсте России 20.12.2011 № 22702,
вступил в силу 11 января 2012 г.
Письмо ФНС России от 29.12.2011 № ПА-4-6/22455@
«Об организации работы по предоставлению сведений из реестра дисквалифицированных лиц»
Налоговая служба установила порядок предоставления сведений из реестра дисквалифицированных лиц. Ведение указанного реестра отнесено к компетенции ФНС России постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 805. Согласно письму информация из реестра может быть предоставлена физическим и юридическим лицам по соответствующему запросу за плату, равную одному МРОТ. Срок предоставления информации составляет 5 дней со дня получения запроса. Его можно представить в любой территориальный налоговый орган. Также в письме указаны сведения, которые должен содержать запрос, его рекомендуемая форма, КБК для платежа за получение информации.