Ответы Фонда социального страхования РФ на наиболее актуальные вопросы, касающиеся применения отдельных положений Методических указаний в рамках действующего законодательства, а также о порядке организации работы по проведению камеральных проверок (Письмо от 22.07.2005 № 02-18/04-6591).
Каков порядок истребования дополнительных документов при проведении камеральных проверок страхователей и какие финансовые санкции вправе применить исполнительные органы Фонда к страхователю за неисполнение им требований о представлении дополнительных документов?
Согласно подп. 7 п. 2 ст. 17 Федерального закона от24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страхователь обязан собирать и представлять за свой счет страховщику в установленные страховщиком сроки документы (их заверенные копии), являющиеся основанием для начисления и уплаты страховых взносов, назначения обеспечения по страхованию и иные сведения, необходимые для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с подп. 8 п. 2 ст. 18 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страхователи обязаны предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению страховых взносов, расходованию средств обязательного социального страхования.
Федеральным законом от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» финансовые санкции за неисполнение страхователем требования исполнительных органов Фонда о представлении дополнительных документов не предусмотрены.
Порядок выделения страхователям средств на осуществление (возмещение) расходов на обязательное социальное страхование определен Инструкцией о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования РФ от 09.03.2004 № 22 (зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2004, № 5710) (далее — Инструкция).
Пунктом 3.3 данной Инструкции установлено, что исполнительный орган Фонда выделяет страхователю средства на осуществление (возмещение) расходов на обязательное социальное страхование после представления страхователем всех необходимых документов.
Документы, на основании которых осуществляется выделение средств страхователям, приведены в п. 14 Методических указаний, а также в п. 3.3, 3.6 и 4.3 Инструкции.
В случае непредставления страхователем документов по запросу исполнительного органа Фонда последний вправе оставить заявление страхователя о выделении средств без рассмотрения.
Каков порядок применения мер ответственности к страхователям, не ведущим финансово-хозяйственную деятельность?
Контроль за деятельностью страхователя по исполнению им обязанностей, предусмотренных ст.17 и 19 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», а также осуществление необходимых мер, обеспечивающих финансовую устойчивость системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являются обязанностью страховщика, установленной указанным Законом.
Неприменение мер ответственности к страхователям может повлечь за собой массовые нарушения порядка уплаты страховых взносов в ФСС РФ.
Таким образом, закрепление в актах Фонда норм, касающихся нецелесообразности применения мер ответственности к страхователям, не ведущим финансово-хозяйственную деятельность, будет противоречить действующему законодательству.
Под термином «страхователи, не ведущие финансово-хозяйственную деятельность» понимаются страхователи, не сдающие расчетные ведомости по средствам Фонда более двух лет, не числящиеся по юридическим адресам, не имеющие движения по расчетным счетам.
Региональные отделения могут вести отдельный учет таких страхователей и информации по ним.
Решения о привлечении к ответственности страхователей, длительное время не сдающих расчетную ведомость, отсутствующих по юридическим адресам, при наличии подтверждающих указанные факты документов в каждом конкретном случае должны приниматься исполнительными органами Фонда с учетом всей имеющейся в его отделении информации.
Целесообразно ли принятия мер по взысканию со страхователей недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и (или) пеней в сумме 100 рублей и менее?
Порядок взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определен ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Действующее законодательство, в том числе Налоговый кодекс РФ, не предусматривает каких-либо упрощенных процедур взыскания небольших (до 100 рублей) сумм недоимки с должников.
Закрепление в актах Фонда норм, касающихся нецелесообразности взыскания суммы недоимки в незначительном размере до 100 рублей, будет противоречить действующему законодательству.
Таким образом, учитывая требования Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», региональные отделения Фонда должны принимать меры по взысканию любых сумм задолженности со страхователей.
Вправе ли исполнительные органы Фонда требовать от банков сведения об открытии или закрытии счетов страхователей?
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе Российской Федерации» ФНС РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц» регистрирующий орган обязан пересылать сведения о юридическом лице в исполнительные органы Фонда.
Действующее законодательство не предусматривает обязанности банков сообщать сведения о счетах страхователей в исполнительный орган Фонда.