Истина в суде: споры по страховым взносам

| статьи | печать

Аналитический обзор составлен на основе решений по делам, касающимся вопросов уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС России, Федеральный и территориальные фонды ОМС. Рассмотренные решения вынесены федеральными арбитражными судами в ноябре 2011 г. Проанализировано 25 судебных вердиктов. Приводятся нормы законодательства, которыми арбитры руководствуются при принятии решений, а также примеры конкретных разбирательств.

Страховые взносы в цифрах

Из всех споров со страховщиками, которые федеральные арбит­ражные суды рассмотрели в ноябре, доля дел, касающихся уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, составила 13%. Речь идет о спорах, возникших в связи с применением норм Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ).

Наибольшее число таких дел пришлось на Западно-Сибирский округ — 7 из 25 дел, касающихся данного вопроса. Близкие показатели в Поволжском — 6 и Северо-Западном округе — 4. Отметим, что подавляющее большинство вердиктов (84%) принято в пользу плательщиков страховых взносов. Кстати, инициаторами судебных разбирательств в равной степени выступают как плательщики, недовольные решением контролирующего органа, так и сами фонды (чаще ПФР).

Таблица 1

Статистика споров, связанных с уплатой страховых взносов

Заданный период поиска

С 01.11.2011
по 30.11.2011

Результаты поиска

Количество споров, связанных с уплатой страховых взносов, всего

190

В том числе по Закону № 212-ФЗ

25

Цена вопроса

10,9 млн руб.

Средняя цена иска по РФ

439 000 руб.

Средняя цена иска по Московскому региону

2,5 млн руб.

Средняя цена иска по РФ (без учета Московского региона)

39 000 руб.

Максимальная цена иска

7,5 млн руб.

Максимальная цена иска, выигранного плательщиком

7,5 млн руб.

Максимальная цена иска, проигранного плательщиком

97 000 руб.

Минимальная цена иска

37,17 руб.

Примечательно, что отстаивать свои интересы в суде нередко приходится государственным учреждениям. Инициаторами исков в этих случаях чаще всего выступает ПФР. При этом сумма иска, на которую он претендует, бывает смехотворно мала. Так, этот фонд вступил в борьбу с войсковой частью за 100 руб. (постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.12.2011 по делу № А26-3252/2011).

Отстаивают свои интересы в суде, даже если речь идет о сущих копейках, и индивидуальные предприниматели. Например, самую маленькую сумму иска в размере 37,17 руб. удалось отстоять предпринимателю в Поволжском округе (постановление ФАС Поволжского округа от 24.11.2011 по делу № А55-7767/2011).

Коммерческие организации чаще всего идут в суд, если не согласны с размером начисленных контролирующим органом недоимок, пеней и штрафов.

Стоит признать, что миллионные иски в делах о страховых взносах встречаются крайне редко. В ноябре максимальная цена иска отмечена в столичном регионе: машиностроительный завод успешно отстоял свое право на возврат излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 7,5 млн руб.

Чаще всего плательщики обращались в суд, если цена вопроса находилась в пределах 10 000—100 000 руб.

Практика применения норм Закона № 212-ФЗ*

Закон № 212-ФЗ вступил в силу с 1 января 2010 г. Поскольку мы рассматриваем споры, непосредственно связанные с практикой его применения, рассмотрим основные нормы закона (в редакции, действовавшей до 2012 г.), которыми руководствуются судьи при принятии решений.

Кто, кому и за что платит

До 2012 г. плательщиками страховых взносов являлись (п. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ):

— лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

— лица, не производящие выплаты другим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой).

Для первой группы плательщиков объектом обложения страховыми взносами признавались выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физлиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предмет которых — выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами также признавались выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физлиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (п. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ).

В статье 9 Закона № 212-ФЗ установлен перечень выплат и вознаграждений, не подлежащих обложению страховыми взносами. В частности, от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством РФ компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Календарь плательщиков

Для организаций расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами являются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (ч. 1 и 2 ст. 10 Закона № 212-ФЗ).

Самозанятые лица уплачивают взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года (ч. 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).

Такие плательщики рассчитывают суммы страховых взносов самостоятельно и уплачивают их не позднее 31 декабря текущего календарного года (ст. 16).

Если предприниматель, уплачивающий взносы только за себя, начал осуществлять предпринимательскую деятельность в середине месяца, размер страховых взносов, подлежащих уплате за календарный год, определяется с 1-го числа месяца осуществления деятельности, а размер страховых взносов за неполный месяц — пропорционально количеству календарных дней осуществления деятельности в этом месяце (п. 3 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).

Календарным месяцем начала деятельности для индивидуального предпринимателя признается календарный месяц, в котором произведена его госрегистрация в таком качестве (п. 1 ч. 4 ст. 14 Закона № 212-ФЗ). При этом течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. То есть срок уплаты предпринимателем страховых взносов должен исчисляться со следующего за днем его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя дня (п. 2 ст. 4 Закона № 212-ФЗ).

Штрафной тариф

За неуплату/неполную уплату страховых взносов плательщика ждет взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов. Если выяснится, что данные деяния плательщик совершил с умыслом, размер штрафа увеличится до 40% (ч. 1—2 ст. 47 Закона № 212-ФЗ).

Закон также предусматривает возможность смягчения ответственности плательщиков страховых взносов. Смягчающими обстоятельствами, признаются: стечение тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности; иные обстоятельства, которые судом или органом контроля, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность (п. 1 ст. 44 Закона № 212-ФЗ).

Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля также наказывается рублем.

Штраф до 2012 г. в этом случае составлял 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. (ч. 1 ст. 46 Закона № 212-ФЗ в прежней редакции).

Пренеприятнейшее известие

Требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов согласно п. 1 ст. 22 Закона № 212-ФЗ признается письменное извещение организации о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму. Оно должно направляться плательщику в течение трех месяцев со дня выявления недоимки (ч. 2 ст. 22 Закона № 212-ФЗ).

Исполнить требование контролирующего органа должник обязан в течение десяти календарных дней со дня его получения, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в самом требовании (ч. 5 ст. 22 Закона № 212-ФЗ).

Законом также установлены сведения, которые должны содержаться в требовании об уплате недоимки, пеней и штрафов. Часто именно отсутствие таких сведений в документе становится причиной признания его в суде недействительным.

Так, согласно п. 4 ст. 22 Закона № 212-ФЗ, требование должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день его направления, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Не менее важным обстоятельством для суда является то, каким образом это требование доставлено плательщику. Так, в соответствии с п. 7 ст. 22 Закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей до 2012 г.) оно передавалось руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если эти способы применить было невозможно, требование направляли по почте заказным письмом и считали полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма. Нарушение контролерами данного порядка может также сыграть в пользу плательщика.

Четко прописывается и предельный срок принятия ПФР решения о взыскании недоимки, пеней и штрафов. Как следует из ч. 5 ст. 19 Закона № 212-ФЗ, он составляет пять месяцев и десять дней (3 месяца на вынесение требования + 10 дней на добровольное исполнение + 2 месяца на вынесение решения) с момента выявления задолженности.

Если такая задолженность выявлена по результатам проверки, срок короче — два месяца и 20 дней (10 дней + 10 дней + 2 месяца соответственно). Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Если возникла переплата

Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные законом, либо возврату плательщику (ч. 1 ст. 26 Закона № 212-ФЗ).

Органы контроля засчитывают суммы излишне уплаченных взносов в счет погашения задолженности по пеням и (или) штрафам самостоятельно (ч. 8 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). Решение о зачете принимается в течение десяти дней со дня обнаружения факта излишней уплаты, или со дня подписания совместного с плательщиком акта сверки, или со дня вступления в силу решения суда. Сумма излишне уплаченных взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика в течение месяца со дня получения органом контроля такого заявления (ч. 9 ст. 26 Закона № 212-ФЗ).

Заплати и спи спокойно

Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (п. 1 и 4 ч. 5 ст. 18 Закона № 212-ФЗ).

Неправильно указанный плательщиком номер счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя может послужить поводом для признания обязанности по уплате взносов неисполненной. Но это произойдет, только если данный факт повлек неперечисление уплаченной суммы в бюджет соответствующего фонда на счет Федерального казначейства (п. 4 ч. 6 ст. 18 Закона № 212-ФЗ).

Споры с банками

Зачастую судиться с ПФР и ФСС России приходится банкам, которые обязаны сообщить об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя — на бумажном носителе или в электронной форме в орган контроля по месту своего нахождения. В соответствии с п. 1 ст. 24 Закона № 212-ФЗ исполнить эту обязанность банки должны в течение пяти дней со дня соответствующего события. Иначе банк может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 40 000 руб. (ст. 49 Закона № 212-ФЗ).

Арбитражная практика свидетельствует о том, что чаще всего при исчислении срока исполнения банком соответствующей обязанности учитываются рабочие дни, как и в случае информирования фондов самими плательщиками (ч. 6 ст. 4 и п. 1 ч. 3 ст. 28 Закона № 212-ФЗ). Особых норм для оповещения фондов не разработано, в связи с чем применяются стандартные положения. Споры с банками в рассматриваемом периоде чаще всего возникали в Поволжском и Уральском округах.

__________________

* В редакции, действовавшей до 2012 г.

Страховые взносы — 2012

С 1 января 2012 г. Закон № 212-ФЗ действует в новой редакции. В част­ности, изменения коснулись ставки страховых взносов, а также льготных категорий работодателей, имеющих право на пониженный тариф страховых взносов.

Ставка взносов в ПФР уменьшилась с 26 до 22%. Предельный годовой заработок работника, с которого уплачиваются страховые взносы, вырос с 463 000 до 512 000 руб. Также установлен дополнительный тариф страхового взноса в размере 10%, который уплачивается при превышении предельной величины базы для начисления взносов. Тариф взносов в ФСС России в 2012 г. остался на уровне 2011 г. — 2,9%, не изменился и совокупный тариф в фонды ОМС (5,1%), но теперь вся сумма уплачивается в Федеральный фонд ОМС.

Кроме того, с 2012 г. изменился список организаций, имеющих право на льготный тариф. К ним теперь присоединились:

— аптечные организации, уплачивающие ЕНВД;

— некоммерческие организации, применяющие УСН и осуществляющие деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства и массового спорта (за исключением профессионального);

— благотворительные организации на УСН;

— организации, оказывающие инжиниринговые услуги, за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности.

Также внесены изменения для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов. Для них применяется страховой тариф 0%.

Помимо этого расширен круг застрахованных лиц, в пользу которых работодатель будет уплачивать страховые взносы.
К застрахованным теперь относятся иностранные граждане, имеющие статус временно пребывающих на территории РФ, за исключением высококвалифицированных специалистов и руководители организаций, являющиеся их единственными участниками.

Кроме того, плательщиков, уплачивающих взносы исходя из стоимости страхового года, освободили от обязанности представлять ежегодную отчетность в ПФР. К такой категории относятся индивидуальные предприниматели, главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты, частные нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой. Исключение составляют лишь главы крестьянских (фермерских) хозяйств, которым нужно будет отчитаться в ПФР по результатам 2011 г.

Таким образом, в 2012 г. индивидуальным предпринимателям нет необходимости представлять отчетность за 2011 г. Остальные плательщики по-прежнему обязаны сдавать отчетность в два фонда: ПФР и ФСС России.

Как и прежде, отчетность в ПФР необходимо представлять не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и календарным годом). Таким образом, последними датами сдачи отчетности в 2012 г. становятся 15 февраля, 15 мая, 15 августа и 15 ноября.

Как и в прошлом году, работодатели, численность сотрудников которых по состоянию на 1 января 2012 г. составит более 50 человек, должны представлять отчетность в электронном виде с электронно-цифровой подписью.

Подробнее обо всех нововведениях читайте на с. 96, а также в статье «Страховые взносы — 2012» («Новая бухгалтерия», 2011, № 12).

Примеры судебных решений в пользу плательщиков страховых взносов

Педагоги отчитываться не обязаны

Суммы ежемесячной компенсационной выплаты на обеспечение педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности не признается объектом обложения страховыми взносами.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.11.2011 по делу № А27-6280/2011)

ПФР доначислил недоимку по страховым взносам, пени и штраф, ссылаясь на то, что образовательное учреждение документально не подтвердило целевое использование ежемесячной компенсации педагогическим работникам на обеспечение их книгами и периодическими изданиями в размере 100 руб., а следовательно, база для начисления взносов занижена.

Арбитры указали, что упомянутая компенсация педагогическим работникам государственных образовательных учреждений выплачивается на основании п. 8 ст. 55 Закона «Об образовании». Ее размер составляет 150 руб. в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования и 100 руб. — в других федеральных государственных образовательных учреждениях. Работодатель выплачивает эту компенсацию независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом, коллективном договоре или соглашении. Таким образом, выплата производится вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.

Представления работниками каких-либо отчетных документов об использовании компенсации законодательство не предусмат­ривает. Механизм, который содержал бы указание на определение условий и порядка выплаты названной компенсации каким-либо органом власти, также не закреплен.

Судьи отметили, что в данном случае компенсация имеет особую правовую природу, поскольку установлена не для возмещения работнику фактически понесенных расходов, а с целью содействия обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности. Решение ПФР признано недействительным.

Лично в руки

Направление требования по почте заказным письмом допустимо только в случаях уклонения плательщика страховых взносов от получения требования или невозможности вручить требование основным способом.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.11.2011 по делу № А27-3969/2011)

ПФР получил от налоговой инспекции расчет пени по страховым взносам и направил обществу требование об уплате заказным письмом. Общество данное требование не исполнило, и фонд вынес решение о взыскании взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках.

Арбитры указали на несоответствие направленного обществу требования нормам п. 4 ст. 22 Закона № 212-ФЗ. Сведения, указанные в нем, не позволяют проверить обоснованность начисления пеней, так как отсутствуют необходимые данные о недоимке, на которую начислены спорные суммы пеней, а также о периоде начисления пеней. Указана только общая сумма пеней на недоимку по взносам на страховую часть трудовой пенсии без подробного расчета. Судьи посчитали, что фонд не доказал факт наличия у общества действительной обязанности по уплате пеней, указанных в требовании.

Кроме того, арбитры решили, что фонд нарушил п. 7 ст. 22 Закона № 212-ФЗ, так как не исполнил обязанности по вручению спорного требования руководителю или представителю общества лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения требования. Направление требования по почте заказным письмом допустимо только в случаях уклонения плательщика от получения требования или невозможности его вручения основным способом.

Доказательств того, что требование передано уполномоченному представителю общества лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования, суду не представлено. Вывод суда: фонд нарушил процедуры бесспорного взыскания задолженности по взносам.

Что в бюджет упало, то не пропало

Налоговая неправомерно отказала в возврате ошибочно уплаченных взносов, сославшись на несоблюдение порядка их возврата, поскольку денежные средства поступили в бюджетную систему РФ и вопрос принадлежности платежа может быть разрешен Федеральным казначейством.

(Постановление ФАС Московского округа от 07.11.2011 по делу № А40-107435/10-114-585)

При уплате обществом взносов на обязательное пенсионное страхование в платежных поручениях были ошибочно указаны КБК и получатель платежа.

Общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлениями о возврате ошибочно уплаченных взносов. Аналогичное заявление было направлено и в ПФР.

Инспекция отказала в возврате денежных средств, поскольку налоговая служба не является органом контроля за уплатой страховых взносов. Фонд отказал в возврате взносов, сославшись на то, что он не является администратором по КБК, на которые были произведены платежи.

В суде инспекция заявила, что обществом не был соблюден порядок возврата ошибочно перечисленных взносов, поскольку заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов не было согласовано с управлением ПФР.

Арбитры отклонили данный довод налоговой, поскольку денежные средства в связи с указанием неверного КБК поступили в бюджетную систему РФ и вопрос уточнения вида и принадлежности платежа может быть разрешен в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации*.

* Утвержден приказом Минфина России от 05.09.2008 № 92н.

Решение запоздало

Законом установлен предельный срок для принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов — пять месяцев и десять дней с момента выявления задолженности. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным.

(Постановление ФАС Поволжского округа от 14.11.2011 по делу № А55-1983/2011)

ПФР направил в адрес организации требование об уплате пеней, за неисполнение которого в установленный срок принято решение о взыскании спорных сумм пеней. Плательщик, решив, что оспариваемые требование и решение не соответствуют законодательству и нарушают его права и законные интересы, обратился в суд.

Арбитры указали, что Законом № 212-ФЗ установлен предельный срок для принятия оспариваемого решения — пять месяцев и десять дней (3 месяца на вынесение требования + 10 дней на добровольное исполнение + 2 месяца на вынесение решения) с момента выявления задолженности. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит (ч. 5 ст. 19 Закона № 212-ФЗ).

Из материалов дела следует, что требованием от 15 ноября 2010 г. предприятию предложено уплатить пени, начисленные на недоимку по страховым взносам со сроками уплаты (1 января, 1 февраля и 1 марта 2010 г.). Пени начислены за период с 1 января по 21 мая 2010 г.

Таким образом, оспариваемые требование и решение фонда приняты за пределами трехмесячного срока, установленного для направления требования (ч. 2 ст. 22 Закона № 212-ФЗ) и двухмесячного срока, установленного для принятия решения о взыскании пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика (ч. 5 ст. 19 Закона № 212-ФЗ).

Здоровье трудовой договор не гарантирует

Предоставление санаторно-курортных путевок не является вознаграждением работникам за исполнение ими трудовых обязанностей, не гарантировано ни трудовыми, ни коллективным договорами, заключенными обществом с работниками, и, следовательно, не является объектом обложения страховыми взносами.

(Постановление ФАС Поволжского округа от 08.11.2011 по делу № А49-1868/2011)

ФСС России принял решение о привлечении общества к ответственности за неисполнение обязанности по начислению и уплате страховых взносов на стоимость санаторно-курортных путевок, приобретенных за счет прибыли для работников общества. В ходе проверки фонд установил, что в 2010 г. общество приобрело 85 путевок на общую сумму 1 440 675 руб. Частичная стоимость путевок, удержанная из зарплаты работников, составила 419751,5 руб. Сумма стоимости путевок для членов семей работников — 94 925 руб. В результате база для начисления взносов составила 925998,5 руб. Общество с решением фонда не согласилось.

Арбитры указали, что ст. 9 Закона № 212-ФЗ содержит перечень выплат и вознаграждений, не подлежащих обложению взносами, вытекающих из трудовых либо гражданско-правовых отношений страхователя и физических лиц. В данном случае оплата стоимости путевки на санаторно-курортное лечение, приобретаемой организацией для физических лиц (своих работников, членов их семей, пенсионеров) не связана с трудовыми или гражданско-правовыми отношениями сторон. Предоставление таких путевок не является вознаграждением работникам за исполнение ими трудовых обязанностей, не гарантировано ни трудовыми, ни коллективным договорами, заключенными обществом с работниками. Согласно положениям коллективного договора работодатель вправе суммы на приобретение путевок на оздоровление — с учетом финансовых возможностей предприятия — выделять из средств социального страхования в рамках существующего норматива и за счет прибыли предприятия.

Таким образом, цель предоставления путевки — оздоровление, которое не зависит от трудовых успехов работника, не является средством вознаграждения его за труд. Следовательно, указанные суммы не включаются в базу для начисления взносов, и привлечение общества к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ, неправомерно.

Ошибка есть, а недоимки нет

Ошибочное указание в платежных документах значений ИНН и КПП получателя не повлияли на своевременность поступления исчисленной обществом к уплате суммы страховых взносов в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.11.2011 по делу № А46-4601/2011)

По платежным поручениям от 15 декабря 2010 г. с расчетного счета страхователя банк списал суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. В данных платежных документах общество указало неверные реквизиты получателя — ПФР: ИНН и КПП. Эти платежи зачислены Федеральным казначейством на счета ПФР 1 марта 2011 г.
В связи с несвоевременным поступлением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет ПФР страхователю выставлено требование, неисполнение которого повлекло принятие решения о взыскании взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках.

Общество обратилось в суд, полагая, что неверное указание в платежных документах значений ИНН и КПП фонда не является основанием для признания обязанности по уплате взносов неисполненной, и следовательно, отсутствуют основания для начисления пеней.

Арбитры отметили что для установления факта неисполнения обязанности по уплате взносов необходимо выяснить, поступили или нет денежные средства на счет соответствующего органа ПФР. В данном случае ошибочное указание в платежных документах значений ИНН и КПП получателя не повлияло на свое­временность поступления исчисленной обществом к уплате суммы на соответствующий счет Федерального казначейства.

Судебные инстанции обоснованно посчитали обязанность общества по уплате взносов, списанных с его счета, исполненной своевременно и в полном объеме, а принятое фондом решение — нарушающим права и законные интересы общества.

Переплата по взносам подлежит возврату

Трехлетний срок на подачу заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных страховых взносов пропущен не был, поскольку предприятие узнало о задолженности только при подписании акта сверки расчетов по налогам.

(Постановление ФАС Московского округа от 05.12.2011 по делу № А40-7129/11-91-28)

ФГУП обратилось в ПФР с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных страховых взносов, но получило отказ. По мнению фонда плательщик знал о переплате по взносам начиная с 2005 г., что подтверждается представляемой в ПФР ежегодной отчетностью, в связи с чем трехлетний срок на подачу заявления пропущен (ст. 26 Закона № 212-ФЗ).

Кроме того, ПФР указал, что с 1 января 2010 г. поменялись КБК для страховых взносов, поэтому переплату, возникшую на 31 декабря 2009 г., нельзя было зачесть в счет платежей за 2010 г.

В ходе разбирательства арбитры установили, что предприятием не пропущен срок, предусмотренный п. 13 ст. 26 Закона № 212-ФЗ, поскольку о факте переплаты заявитель узнал только при подписании с налоговой инспекцией акта сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам 31 марта 2010 г.

Согласно представленному предприятием расчету переплата возникла в IV квартале 2009 г., что подтверждается в том числе расчетом авансовых платежей и платежными поручениями.

Кроме того, судьи пришли к выводу, что реестры поступления платежей от страхователей за 2005—2009 гг., ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 31 декабря 2005—2009 гг., протокол к ведомости от 28 января 2010 г. не подтверждают доводы фонда. Из этих документов следует, что у предприятия имелась задолженность по уплате взносов на конец расчетного периода.

ПФР ошибся на один день

При расчете страховых взносов за неполный календарный месяц осуществления предпринимательской деятельности не должна учитываться непосредственная дата госрегистрации индивидуального предпринимателя.

(Постановление ФАС Поволжского округа от 24.11.2011 по делу № А55-7767/2011)

ПФР начислил индивидуальному предпринимателю недоимку, так как посчитал, что обязанность по уплате страховых взносов возникает у него с момента госрегистрации.

Индивидуальный предприниматель зарегистрирован в этом качестве 15 марта 2010 г., а расчет страховых взносов делал начиная с 16 марта 2010 г., то есть на следующий день после госрегистрации.

По результатам камеральной проверки ПФР выставил предпринимателю требование по уплате недоимки на общую сумму 37,17 руб. Не согласившись с данным решением, предприниматель обратился в суд.

Арбитры разъяснили, что в данном случае начало осуществления предпринимательской деятельности пришлось на середину месяца, следовательно, размер взносов за март следовало определять пропорционально количеству календарных дней этого месяца начиная с 16 марта (ч. 2 ст. 4 Закона № 212-ФЗ). При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что при расчете страховых взносов за неполный календарный месяц осуществления предпринимательской деятельности не должна учитываться непосредственная дата госрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Главное, что деньги пришли

Указание неправильных КБК при оформлении платежных поручений не может являться основанием для признания не исполненной обязанности по уплате страховых взносов.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.11.2011 по делу № А05-13808/2010)

ПФР провел проверку представленного войсковой частью расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, страховым взносам на обязательное медицинское страхование. В результате было установлено, что взносы за I квартал 2010 г. войсковая часть уплатила не в полном размере, в связи с указанием в платежных документах неправильного КБК. Поскольку учреждение не выполнило требование уплатить задолженность, фонд обратился в суд.

Арбитры, в частности, указали, что главным администратором доходов в отношении платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемым в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии, и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемым в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии, является ПФР. Фонд также выступает главным администратором доходов в отношении платежей по взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в бюджет фондов ОМС.

Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы РФ с момента их зачисления на единый счет этого бюджета (п. 2 ст. 40 Бюджетного кодекса РФ). Арбитры отметили, что сам факт указания неправильного КБК не может явиться основанием для признания обязанности по уплате взносов неисполненной, поскольку следует установить фактическое поступление денежных средств на счет соответствующего органа ПФР. Поскольку представитель фонда не оспаривал поступление денежных средств по названным платежным документам в доход бюджетов фондов, квалификация нарушений, допущенных войсковой частью, как неисполнение обязанности по уплате взносов признана необоснованной.

Промахнулись с расчетным периодом

При расчете суммы штрафа ПФР должен учитывать только те суммы страховых взносов, которые подлежат уплате за последний квартал отчетного периода, а не за полугодие.

(Постановление ФАС Уральского округа от 21.11.2011 № Ф09-7438/11)

По результатам камеральной проверки ПФР установил, что общество несвоевременно представило расчет по начисленным и уплаченным страховых взносам. В результате ПФР вынес решение о привлечении нарушителя к ответственности по п. 1 ст. 46 Закона № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 80088,6 руб. Не согласившись с заявленным размером штрафа, общество обратилось в суд.

Из материалов дела следует, что общество представило расчет страховых взносов за 1-е полугодие 2010 г. с опозданием на четыре месяца. Арбитры, однако, указали, что отчетность в исполнительные органы фонда представляется ежеквартально нарастающим итогом: за I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и весь календарный год (ст. 15 Закона № 212-ФЗ). При этом суд определил, что в данном случае штраф в указанной сумме рассчитан следующим образом: 5% суммы начисленных взносов согласно представленному расчету за отчетный период (1-е полугодие 2010 г.), умноженные на число месяцев просрочки.

Между тем штраф, подлежащий взысканию за непредставление ежеквартальной отчетности, исчисляется от суммы страховых взносов, подлежащих уплате (доплате) на основе этого расчета (ст. 46 Закона № 212-ФЗ). При расчете штрафа нужно было учитывать только те суммы, которые подлежат уплате за последний квартал отчетного периода. То есть размер штрафа следовало определять исходя из суммы взносов, исчисленной за II квартал 2010 г.

Примеры судебных решений в пользу органа контроля

Перед ПФР все равны

Законодательство не содержит исключений в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для такой категории лиц, как пенсионеры-военнослужащие.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.11.2011 по делу № А05-3897/2011)

Предприниматель зарегистрирован в ПФР в качестве страхователя. При этом ему в соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении военнослужащих» с 2006 г. назначена пенсия за выслугу лет.

Фонд установил факт неуплаты предпринимателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2010 г. Но по мнению предпринимателя, он как военный пенсионер не обязан уплачивать взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии.

Изучив материалы дела, арбитры указали, что Закон № 212-ФЗ не содержит исключений в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для такой категории лиц, как пенсионеры-военнослужащие.

В соответствии со ст. 6 и 28 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Законом № 212-ФЗ.

Конституционный суд РФ в Определении от 24.05.2005 № 223-О указал, что взаимосвязанные нормативные положения данных статей, возлагающие на индивидуальных предпринимателей — военных пенсионеров обязанность уплачивать взносы в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при отсутствии гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, утрачивают силу как не соответствующие Конституции РФ.

В то же время установлено, что военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Таким образом, судьи сделали вывод о том, что законодатель установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных взносов.

Обстоятельства, указанные в определении КС РФ, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей — военных пенсионеров от уплаты страховых взносов в ПФР, в настоящее время устранены.

До 1 января 2010 г. порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулировался Правилами уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере (утверждены постановлением Правительства РФ от 26.09.2005 № 582). В соответствии с п. 3 упомянутых Правил фиксированный платеж не уплачивали страхователи, являющиеся получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Данные Правила действовали до конца 2009 г.
и утратили силу с 1 января 2010 г. в связи с принятием Закона № 212-ФЗ. Следовательно, индивидуальный предприниматель, являющийся военным пенсионером, с 1 января 2010 г. обязан уплачивать взносы в ПФР в порядке и сроки, установленные Законом № 212-ФЗ.

Войсковая часть не исключение

Требование о взыскании с войсковой части штрафа за несвоевременное представление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам удовлетворено, поскольку войсковая часть является юридическим лицом и правомерно привлечена к ответственности.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.12.2011 по делу № А26-3252/2011)

Войсковая часть представила расчет по страховым взносам в управление ПФР с нарушением установленного срока. По результатам камеральной проверки фонд принял решение о привлечении войсковой части к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 46 Закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей до 2012 г.) в виде 100 руб. штрафа за несвоевременное представление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. Плательщик свою обязанность не исполнил, и фонд обратился в суд.

Суд первой инстанции признал, что войсковая часть является филиалом и не может быть субъектом ответственности, предусмотренной Законом № 212-ФЗ. Однако апелляционная инстанция отменила данное решение и удовлетворила требование фонда.

Арбитры указали, что в соответствии с Законом № 212 ответственность за совершение соответствующего правонарушения несут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица. Материалами дела подтверждается, что расчет по страховым взносам представлен войсковой частью с нарушением установленного срока.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, а также данным, полученным с официального сайта ФНС России, следует, что войсковая часть в спорный период являлась действующим юридическим лицом, имеющим ИНН, ОГРН, КПП. Доказательств изменения своего статуса плательщик суду не представил.